Главная » Статьи » СРО или лицензирование – путь от споров к консенсусу.

СРО или лицензирование – путь от споров к консенсусу.

Опубликовано: 07.06.2013


1 В 2009 году в области строительства - важные изменения: функции, выполняемые до сих пор органами лицензирования, переходят к саморегулируемым организациям (СРО). Теперь разрешения на производство проектных, изыскательных и строительных работ будут выдаваться профессиональными объединениями. Прямой государственный контроль прекращается, вследствие чего органами столичной власти планируется создание единой базы данных саморегулируемых организаций (СРО) для отслеживания их деятельности с целью не допустить на рынок компании, обладающие сомнительной репутацией.

СРО или лицензирование – путь от споров к консенсусу.

Необходимость принятия закона о саморегулируемых организациях (СРО) в течение ряда последних лет вызывало множество споров. Сторонники закона о СРО считали, что государство не сможет удержать под контролем деятельность более чем 240 тысяч строительных компаний, при этом наличие лицензии не препятствует возникновению строительных «пирамид», которые, как правило, обладают всеми необходимыми документами. Противники, в свою очередь, утверждали, что государственный контроль, пусть и несовершенный, в любом случае лучше, чем его полное отсутствие, и полагали, что отмена лицензирования повлечет за собой стремительный рост числа мошенников. Попытки прекратить существование лицензий закончились троекратным продлением их жизни. Тем не менее, поправки, внесенные в Градостроительный кодекс и иные законодательные акты, предусматривающие формирование СРО, в итоге вступили в силу с 1 января 2009 года, что означает прекращение выдачи новых разрешений с 1 января 2009 года и завершение действия старых 31 декабря этого года. Таким образом, теперь саморегулируемые организации берут на себя всю материальную и юридическую ответственность за участников строительного процесса.

Для создания саморегулируемой организации (СРО) необходимо наличие зарегистрированного некоммерческого партнерства (НП). НП для инженерной и проектной деятельности предполагает не менее 50 участников, входящих в его состав. НП для осуществления строительных работ – не менее 100. Каждой саморегулируемой организации, в соответствии с законодательством, следует иметь устав и другие учредительные документы, а также разработать стандарты и правила СРО, гарантирующих, по мнению авторов закона, высокий уровень работ.

Отсутствие альтернативных механизмов регулирования при полной отмене лицензирования в строительной деятельности может способствовать открытию доступа к рынку лиц, не имеющих необходимой квалификации.

Членам саморегулируемой организации (СРО) необходимо руководствоваться нормативами, основывающимися на государственных технических регламентах и стандартах безопасности, утвержденных Министерством регионального развития РФ.

Для того чтобы некоммерческое партнерство (НП) приобрело статус саморегулируемой организации (СРО), его создателям потребуется обязательное выполнение ряда условий:

  • выдавать допуски к работам, основываясь исключительно на специально разработанном наборе требований, от которых в итоге зависит безопасность объектов;
  • разработать правила контроля участников объединения;
  • разработать систему дисциплинарного воздействия на членов данной саморегулируемой организации (СРО);
  • определить критерии, по которым будет проводиться отбор персонала и т.д.

Например, в неком сформированном некоммерческом партнерстве (НП) работники, занимающие руководящие должности, должны иметь квалификационный аттестат, признаваемый всеми членами партнерства, стаж работы по специальности не менее 10 лет, опыт проектирования или строительства объектов, которые можно обозначить как технологически сложные. Работодателю, принимая в штат нового сотрудника, возможно, следует учитывать, имеет ли соискатель необходимое для определенного рода деятельности имущество и оборудование. Однако важно понимать, что руководители некоторых компаний, не обладающие достаточным уровнем профессионализма, будут более лояльно подходить к отбору участников формирующейся саморегулируемой организации (СРО).

Немаловажно, что все члены объединения должны нести солидарную ответственность в случае профессиональных ошибок коллег. Теперь ущерб гражданам возмещается из компенсационного фонда СРО. Фонд создается путем перечисления при вступлении в саморегулируемую организацию его участниками: в СРО в строительстве - 1 миллиона рублей, и 500 тысяч рублей в инженерные и проектные объединения (СРО в строительстве и СРО в изысканиях). Лица, застраховавшие гражданскую ответственность в добровольном порядке, перечисляют сумму, равную 300 тыс. и 150 тыс. рублей. Таким образом, автоматическое уменьшение суммы взноса в случае добровольного страхования в некотором роде гарантирует активное использование системы страхования как необходимости в большинстве случаев и в первую очередь, а использование компенсационного фонда – во вторую очередь. Страховщики оценивают стандартный полис в 30-50 тысяч рублей, в зависимости от вида строительных работ. Предполагается, что в рамках СРО общий объем страхового рынка в обозримом будущем может составить около 1-2 миллиардов рублей. Нюансы условий страхования, такие, как страховая сумма и риски, которые включаются в покрытие, нужно определять, учитывая конкретное объединение (СРО).

Надзор за СРО закреплен за Ростехнадзором.

Что касается государственного регулирования, то за тем, как выполняются нормы, предусмотренные законом, будет следить Ростехнадзор: в его обязанности входит ведение реестра саморегулируемых организаций (СРО). Любая саморегулируемая организация должна быть готова к плановой проверке, которая проводится не чаще, чем один раз в два года. Существуют также и внеплановые проверки, осуществляемые в случае обращения физического или юридического лица, правоохранительных структур, органов государственной власти или местного самоуправления. Сроки такой проверки ограничиваются 30 сутками.

Власти столицы планируют создать совместно с участниками рынка уникальную базу данных саморегулируемых организаций (база данных СРО), включающую только надежные компании, которые и будут работать с государственными заказами.

Продвижение и перспективы.

На сегодняшний день существуют две официально зарегистрированные на федеральном уровне саморегулируемые организации (СРО), созданные Спецстроем России: НП СРО «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» и НП СРО «Межрегиональное объединение проектных организаций специального строительства».

Есть и такие некоммерческие партнерства, которым отказали в регистрации вследствие непредставления требуемых документов, а также несоблюдения требований, установленных законодательством. В целом учреждено около 60 некоммерческих партнерств (НП), из них 15 уже собрали необходимый пакет документов и в ближайшее время будут подавать заявку Ростехнадзор на включение в реестр СРО. Все они являются крупными игроками строительного рынка.

Очень активно идет процесс создания саморегулируемых организаций в строительстве (СРОС), саморегулируемых организаций в проектировании (СРОП) и саморегулируемых организаций в инженерных изысканиях (СРОИ) в Санкт-Петербурге, Москве; так же аналогичные объединения создаются в Воронеже; активно процесс становления СРО идет в Ханты-Мансийске. Эксперты рынка недвижимости прогнозируют, что в ближайшие годы в нашей стране будет действовать не менее полусотни саморегулируемых организаций.

 

Назад к статьям

2009-2017 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.