Главная » Новости » Законопроект о регистре арбитражных управляющих, их баллах и случайном выборе

Законопроект о регистре арбитражных управляющих, их баллах и случайном выборе

23 апреля представлен на общественное обсуждение блок очередных изменений в Закон о банкротстве (№ 127-ФЗ от 26.10.02). Цель вносимых поправок – повысить в делах о банкротстве уровень независимости, компетентности и добросовестности арбитражных управляющих.

Необходимость внесения очередных изменений в банкротное законодательство обусловлена тем, что в последнее время увеличивается количество «контролируемых» банкротств. Их первостепенная цель – закрытие фирмы, максимально отвечающее интересам ее собственников.

Предлагаемый законопроект содержит два ключевых нововведения:
  • создание регистра арбитражных управляющих и введение балльной системы оценки их работы;
  • «случайный выбор» арбитражных управляющих для участия в банкротных процедурах.

Регистр арбитражных управляющих и балльная система оценки их работы

Законопроект предусматривает создание единой информационной базы арбитражных управляющих – Регистра. Его разработает и будет вести Судебный департамент при Верховном суде РФ.

Регистр суммирует сведения о каждом арбитражном управляющем: стаж членства в СРО, ее наименование, адрес электронной почты, количество полученных при оценке баллов. А также данные о группе арбитражных управляющих и группе должников, банкротные дела которых согласился вести арбитражный управляющий.

Так, будет три группы должников:
  1. Средние предприятия и не вошедшие в единый реестр субъектов МСП организации.
  2. Малые предприятия.
  3. Микропредприятия, не являющиеся ИП граждане, а также отсутствующие должники.
Что касается арбитражных управляющих, то согласно проекту, их также разделят на три группы:
  • Первая – арбитражные управляющие, имеющие стаж членства в СРО не менее 5 лет и не менее 10 банкротных дел за предшествующих три календарных года.
  • Вторая – арбитражные управляющие со сроком членства в СРО от 3 до 5 лет и имеющие за последние 3 года не менее 5 дел.
  • Третья – все иные арбитражные управляющие.

Еще одним новшеством предложенного к обсуждению законопроекта является балльная система оценки работы арбитражного управляющего. Так, при включении в Регистр он получит баллы в размере среднего за последний квартал балла арбитражных управляющих своей СРО и третью группу арбитражных управляющих. Законопроект содержит нормы, регулирующие порядок увеличения и уменьшения количества баллов, присвоенных арбитражному управляющему. К примеру, их количество увеличивается на 10% от среднего балла при утверждении арбитражного управляющего участником банкротной процедуры должника первой группы. А за каждый случай завершения конкурсного производства должника первой группы количество баллов, начисленных арбитражному управляющему, увеличится на 25% при условии погашения не менее чем на 50% задолженности по реестровым требованиям кредиторов третьей очереди.

Согласно новым правилам, количество баллов арбитражного управляющего уменьшится в случаях признания его действий незаконными, при его дисквалификации, наложении на него штрафа. А также в случаях привлечения за преступления в сфере экономики к уголовной ответственности. В частности, количество баллов будет уменьшено на 15% за каждый факт взыскания с арбитражного управляющего убытков за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей в рамках банкротного дела. На 30% – за экономическое преступление.

При наличии одновременно двух и более оснований для уменьшения количества набранных арбитражным управляющим баллов, будет применяться основание, предусматривающее максимально возможное уменьшение баллов.

Новые правила утверждения арбитражного управляющего

Еще одной новеллой является изменение порядка утверждения кандидатуры арбитражного управляющего для участия в банкротном деле. Согласно пакету изменений, суд определит кандидатуру арбитражного управляющего путем случайного выбора из Регистра.

При этом арбитры должны будут соблюсти ряд правил. Так, для должников первой группы арбитры будут выбирать арбитражных управляющих из числа кандидатур первой группы. Для должников второй группы – из числа арбитражных управляющих первой и второй групп. Для должников третьей группы – из числа арбитражных управляющих всех групп.

На выбор кандидатуры арбитражного управляющего повлияют также сведения о субъектах РФ, в которых он согласился быть утвержденным, наличие у него допуска к гостайне при необходимости, наличие действующего отказа арбитражного управляющего от учета его кандидатуры при осуществлении случайного выбора на определенный срок.

Законопроект устанавливает, что выбрать арбитражного управляющего из базы Регистра арбитры должны будут в срок 1 рабочий день. Он исчисляется:
  • с момента возбуждения банкротного дела;
  • с даты назначения заседания по вопросам отстранения, освобождения арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей;
  • со дня получения от собрания кредиторов ходатайства о выборе арбитражного управляющего в связи с введением новой банкротной процедуры.

Согласно проекту изменений, информация о сделанном выборе будет размещаться в Регистре. После опубликования сведений, в срок 1 рабочий день соответствующее уведомление направляется выбранному арбитражному управляющему. Он в ответ на это уведомление должен будет сообщить о своем согласии на участие в банкротном деле или об отказе от участия. Срок на ответ – 5 рабочих дней со дня включения в Регистр сведений о выборе кандидатуры арбитражного управляющего. Если в течение этого срока арбитражный управляющий не сообщает свое решение, он признается отказавшимся от утверждения в банкротном деле.

Следует отметить, что в случае отказа от утверждения его кандидатуры к участию в деле о банкротстве арбитражный управляющий в течение последующих трех лет не участвует в случайном выборе для данного дела кандидатуры арбитражного управляющего. А также в течение 30-ти рабочих дней в любом другом деле о банкротстве. Информация о принятом арбитражным управляющим решении относительно его участия в банкротном деле сообщается суду. В случае отказа возобновляется поиск новой кандидатуры. В случае согласия – суд утверждает арбитражного управляющего к участию в деле, предварительно проверив информацию о нем через СРО.

Если арбитражный управляющий банкротящейся организации не будет утвержден в течение 3-х месяцев с даты случайного выбора последней кандидатуры, суд производство по делу прекратит.


К новостям

2009-2018 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.