Главная » Помощь в ФАС » Антимонопольное регулирование на товарных рынках

Антимонопольное регулирование на товарных рынках

Понятие товарного рынка закреплено в ст.4 Закона о защите конкуренции. Это территория обращения товаров, как взаимозаменяемых, так и нет, в пределах которой покупатели могут приобрести тот или иной товар, и такая возможность у них отсутствует за ее границами.

Цель антимонопольного регулирования на товарных рынках – недопущение ограничения конкуренции. Она достигается за счет действий ФАС, осуществляемых по нескольким направлениям.

  1. Определение границ товарного рынка, его субъектного состава. Методика установления границ рынка регламентирована Приказом ФАС России от 28.04.10 № 220. При обозначении продуктовых границ рынка анализируются ключевые свойства товара, его основные характеристики, а также выявляются его аналоги. При этом одним из критериев анализа является мнение потенциального покупателя о готовности заменить соответствующий товар при потреблении. Географические границы – это границы, в пределах которых покупатели имеют возможность приобрести конкретный товар. При определении данных границ учитывается мнение потребителей о территории, где осуществляется оборот определенных товаров. Если товар может быть приобретен только на конкретной территории, то и рынок тогда ограничивается данной территорией. В число участников рынка входят физические лица и компании, реализующие в его границах свой товар на протяжении определенного интервала времени, а также лица, которые без значительных издержек могут войти на такой рынок в срок не более 1 года.

  2. Выявление фактов доминирующего положения. По общему правилу, доминирующим считается положение компании в трех случаях. Во-первых, ее доля на рынке выше 50%. Во-вторых, компания является естественным монополистом. В-третьих, доминирование компании установлено ФАС, исходя из неизменности ее доли на рынке в течение длительного времени, даже если она меньше 50%. Доминирование дает компании возможность влиять на обращение товара на рынке, устранять с этого рынка конкурентов и затруднять допуск на него иным компаниям. Задача ФАС – пресекать злоупотребление доминирующим положением, в том числе бороться с монопольными ценами, ликвидировать барьеры входа на рынок и дискриминационные условия, предотвращать навязывание бизнес-партнерам невыгодных для них условий заключаемых договоров.

  3. Предотвращение антиконкурентных соглашений и недобросовестной конкуренции. Объектами антиконкурентных соглашений могут быть: ценообразование и условия продаж, закупочные процедуры, сферы влияния на рынке, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции. Такие соглашения ограничивают конкуренцию между участниками рынка, приводят к монополизации производства и продажи продукции, а также «уничтожают» внешнюю конкуренцию. К полномочиям ФАС относится пресечение картельных сговоров, «вертикальных» (между продавцом и покупателем) соглашений и согласованных действий участников рынка. Что касается недобросовестной конкуренции, то это любые противоправные действия компаний, направленные на получение преимуществ для своего бизнеса, а также причинившие или создающие угрозу причинения убытков их конкурентам. К ним, к примеру, относятся действия по дискредитации товаров конкурентов, введение покупателей в заблуждение относительно свойств товара, некорректное сравнение, а также создание смешения.

  4. Контроль за экономической концентрацией. ФАС контролирует все корпоративные сделки компаний. Если по последнему бухгалтерскому балансу общая стоимость активов компаний-участников сделки свыше 7 млрд рублей или их выручка от продаж за последний календарный год свыше 10 млрд рублей, то с предварительного согласия ФАС происходят сделки:
    • по слиянию и присоединению;
    • по подписанию соглашений о совместной деятельности;
    • по созданию коммерческих организаций. При этом их уставный капитал должен оплачиваться долями, акциями или имуществом, являющимся либо основными средствами, либо нематериальными активами другого юр.лица, по отношению к которому новая компания получает право влиять на бизнес-процессы;
    • по покупке свыше 25%, 50% или 75% голосующих акций АО или более 1/3, 1/2 или 2/3 долей в уставном капитале ООО;
    • сделки с имуществом юр.лица, если его балансовая стоимость превышает 25% балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов компании, отчуждающей имущество;
    • сделки по приобретению права влиять на деятельность компании или быть ее исполнительным органом, в том числе через покупку более 50% голосующих акций.

    На осуществление ряда сделок согласие ФАС не требуется. А именно, участники сделки входят в одну группу лиц, они предоставили в ФАС сведения о составе своей группы как минимум за месяц до будущей сделки, а также гарантируют, что на дату сделки состав группы не изменится. Однако последующее уведомление ФАС о проведении такой сделки обязательно должно быть произведено в срок 45 дней с момента сделки.

2009-2018 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.