Главная » Помощь в ФАС » Услуги в области рекламного законодательства

Услуги в области рекламного законодательства

Реклама – это информация, отвечающая трем основным признакам:

  1. Она распространяется в любой форме (визуальная, звуковая), любым способом (в прессе, теле- и радиопрограммах), с использованием любых средств (рекламные конструкции, транспорт);

  2. Ее целевая аудитория –  неопределенный круг лиц;

  3. Задача рекламы – вызвать и поддержать интерес к объекту рекламирования, сформировать определенное мнение о нем, а также повысить его продажи. Объектом рекламирования могут быть товары, их изготовители и продавцы, результаты интеллектуальной деятельности, различные мероприятия.

Следует отметить, что информация, которая отвечает вышеперечисленным признакам, но обязательна к размещению по закону или в силу обычая делового оборота, рекламой не является.

Законодательство устанавливает два главных требования к рекламе. Она должна быть достоверной и добросовестной. Недостоверная и недобросовестная реклама запрещены.

Недостоверной является реклама, которая раскрывает сведения об объекте рекламирования, не соответствующие фактическим обстоятельствам. Это могут быть сведения о любых характеристиках товара, включая его потребительские свойства, состав, информация о его изготовителе или продавце, преимуществах перед аналогами, о цене и порядке оплаты, о наличии скидок и действующих акциях.

Практика показывает, реклама признается недостоверной и в случае, когда содержащиеся в ней сведения относятся к деятельности компаний-конкурентов. К примеру, слова «лучший», «первый» и их синонимы могут использоваться в рекламе только при наличии указания на конкретный критерий сравнения товаров по определенному признаку. При этом одновременно в рекламе должны содержаться данные, подтверждающие указанное превосходство товара. Реклама, в которой нет такого подтверждения, является недостоверной.

Недобросовестная реклама – это реклама, которая:

  • Порочит деловую репутацию, достоинство, честь лица;

  • Содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с его аналогами. Неполное сравнение, а также сравнение на основе несопоставимых критериев запрещено. Так как такое сравнение не позволяет потребителям оценить объективно свойства товаров;  

  • Представляет собой рекламу, осуществляемую запрещенным способом, являющуюся актом недобросовестной конкуренции.

Важно разграничивать действия, нарушающие рекламное законодательство, и действия, являющиеся проявлением недобросовестной конкуренции. В первом случае ответственность за их совершение наступает по ст.14.3 КоАП, во втором – по ст.14.33 КоАП. Так, если неточные, ложные сведения о товаре, некорректное сравнение конкурирующих товаров присутствуют только в рекламе, то применяется ст.14.3 КоАП. Если же информация, содержащая признаки недобросовестной конкуренции, доводится до целевой аудитории помимо рекламы еще и другими способами (например, на товарных этикетках), то действует ст.14.33 КоАП.

Следует подчеркнуть, что рекламное законодательство закрепляет еще ряд правил к распространению рекламы. В ней нельзя использовать иностранные фразы, изменяющие ее смысл, демонстрировать курение и потребление алкогольных напитков. В рекламе не допускается дискриминация по расовым, профессиональным и иным признакам, использование оскорбительных образов и выражений, государственных символов.

Рекламодатели и рекламопроизводители при разработке и реализации рекламной концепции должны учитывать установленные нормативные требования. В том числе при необходимости включать в рекламу предупреждающие надписи, обязательные к раскрытию данные о товаре.

Оценка самой рекламы осуществляется, как правило, с точки зрения обычного потребителя. Если информация представлена в ней таким образом, что она плохо воспринимается или вообще не воспринимается потребителем (например, размер шрифта, цвет), и это меняет смысл рекламы, вводит потребителя в заблуждение, то данная информация признается отсутствующей, а сама реклама –  ненадлежащей. Так как в таком случае в ней нет ключевых сведений об объекте рекламирования.

Надзор за соблюдением рекламного законодательства осуществляет ФАС. Антимонопольный орган контролирует правомочность способов распространения рекламы и содержание рекламы отдельных видов товаров и услуг, в частности, рекламы медицинских изделий и услуг, лекарственных препаратов, детского питания, биологических добавок. ФАС выявляет и пресекает правонарушения в данной сфере, а также рассматривает дела о нарушении рекламного законодательства.

Наша компания предлагает своим клиентам следующую юридическую поддержку в области рекламного законодательства:

  • Консультирование по вопросам практики применения рекламного законодательства (устные консультации и составление письменных заключений);

  • Подготовка и правовой анализ проектов рекламных договоров с учетом требований гражданского и рекламного законодательства;

  • Правовой аудит (Due Diligence) рекламных кампаний. Правовой анализ коммерческой и политической рекламы (текстовой, модульной, рекламные ролики), размещаемой в печатных и электронных СМИ, на радио и телевидении, «product placement», наружная реклама, реклама в метро и на других носителях (все виды товаров и услуг); правовая поддержка клиентов на этапах производства, размещения и распространения рекламы;

  • Порядок признания расходов на рекламу в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль;

  • Обложение НДС рекламных акций и продукции;

  • Представительство интересов клиента в ФАС по вопросам рекламного законодательства (предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы);

  • Обжалование решений, действий (бездействий) ФАС в суде.

Настоящее предложение рассчитано не только на рекламные агентства полного цикла и компании, рекламирующие свои товары и услуги, но и на распространителей рекламы, то есть на средства массовой информации: газеты, журналы, телекомпании, радиостанции, электронные СМИ.

2009-2018 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.