г. Москва, ул. Остоженка, д. 10

Услуги в области рекламного законодательства

Получите бесплатную консультацию

Услуги в области рекламного законодательства

Общепризнанной целью антимонопольного законодательства является развитие конкуренции. Наличие конкурентного рынка положительным образом влияет на благосостояние потребителей.

В практическом плане антимонопольное законодательство направлено на поведение, которое снижает конкуренцию и наносит ущерб благосостоянию потребителей, что выражается в повышении цен, а также снижении объемов производства или предложении потребителям некачественных вариантов.

Федеральное законодательство предполагает, что недобросовестная реклама вредит конкуренции – антиконкурентное поведение, являющееся предметом антимонопольного законодательства, приводит к повышению цен и снижению качества. Недобросовестная реклама, в свою очередь, обманывает потребителей и искажает рынки. Оба вида поведения наносят вред потребителям.

В самом общем виде для применения антимонопольного законодательства необходимо нанесение ущерба рынку в целом. Недобросовестная реклама, напротив, может иметь место, даже если пострадал только отдельный конкурент (вместе с обманутыми потребителями, которые являются как механизмами, с помощью которых наносится ущерб конкуренту, так и жертвами самими по себе). Для потребителей защита от недобросовестной рекламы служит ряду целей, которые в общих чертах можно описать как «благосостояние потребителей». Вред от недобросовестной рекламы может быть экономическим, когда обманутые потребители лишаются выгод от своих сделок, также он может быть физическим, когда затрагиваются характеристики безопасности или здоровья. Кроме того, он может быть моральным, когда рекламодатель намеренно вводит в заблуждение и тем самым не уважает самостоятельность потребителей.

Важно разграничивать действия, нарушающие рекламное законодательство, и действия, являющиеся проявлением недобросовестной конкуренции. В первом случае ответственность за их совершение наступает по ст.14.3 КоАП, во втором – по ст.14.33 КоАП. Так, если неточные, ложные сведения о товаре, некорректное сравнение конкурирующих товаров присутствуют только в рекламе, то применяется ст.14.3 КоАП. Если же информация, содержащая признаки недобросовестной конкуренции, доводится до целевой аудитории помимо рекламы еще и другими способами (например, на товарных этикетках), то действует ст.14.33 КоАП.

Рекламное законодательство также закрепляет ряд правил к распространению рекламы: нельзя использовать иностранные фразы, изменяющие ее смысл, демонстрировать курение и потребление алкогольных напитков, не допускается дискриминация по расовым, профессиональным и иным признакам, использование оскорбительных образов и выражений, государственных символов.

Рекламодатели и рекламопроизводители при разработке и реализации рекламной концепции должны учитывать установленные нормативные требования. В том числе при необходимости включать в рекламу предупреждающие надписи, обязательные к раскрытию данные о товаре.

Оценка самой рекламы осуществляется, как правило, с точки зрения обычного потребителя. Если информация представлена в ней таким образом, что она плохо воспринимается или вообще не воспринимается потребителем (например, размер шрифта, цвет), и это меняет смысл рекламы, вводит потребителя в заблуждение, то данная информация признается отсутствующей, а сама реклама –  ненадлежащей. Так как в таком случае в ней нет ключевых сведений об объекте рекламирования.

Функции и полномочия антимонопольных органов при рассмотрении дел о нарушении рекламного законодательства

Основными функциями антимонопольных органов в сфере рекламы являются следующие:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о рекламе;
  • возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Целю антимонопольного регулирования рекламной деятельности является защита потребителей и конкурентов от недобросовестной рекламы. Когда потребители делают выбор в пользу покупки, основываясь на ложных или вводящих в заблуждение заявлениях продавцов, они проигрывают, как и честные конкуренты.

Для реализации данных функций ФАС наделена рядом полномочий, среди которых можно выделить выдачу предписаний о нарушении законодательства непосредственным участникам рынка, выдачу предписаний органам власти об отмене нарушающих рекламное законодательство актов, предъявление в суд требований об опровержении недостоверных сведений, наложение мер административной ответственности.

Важным моментом, характерным для дел о нарушении рекламного законодательства, является то, что при реализации своих полномочий ФАС не вправе разглашать сведения, полученные в ходе принятия ей соответствующих мер, на которые распространяется режим охраняемой законом тайны.

Порядок рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства в ФАС

  1. Возбуждение производства по делу, инициаторами чего могут выступать различные лица, среди которых можно назвать саму ФАС, а также органы прокуратуры;
  2. Рассмотрение дела по существу, в ходе которого стороны вправе представлять доказательства в обоснование своей позиции, ссылаться на экспертные заключения и пр.;
  3. Принятие итогового решения – в случае признания действий в сфере рекламы недобросовестными ФАС выдает предписание об устранении нарушений;
  4. Оспаривание принятого решения в судебном порядке.

Наши услуги в области рекламного законодательства

АНО «МЮК «Солиситоры, Барристеры и Атторнеи» предлагает своим клиентам следующую юридическую поддержку в области рекламного законодательства:

  • Консультирование по вопросам практики применения рекламного законодательства (устные консультации и составление письменных заключений);
  • Подготовка и правовой анализ проектов рекламных договоров с учетом требований гражданского и рекламного законодательства;
  • Правовой аудит (Due Diligence) рекламных кампаний. Правовой анализ коммерческой и политической рекламы (текстовой, модульной, рекламные ролики), размещаемой в печатных и электронных СМИ, на радио и телевидении, «product placement», наружная реклама, реклама в метро и на других носителях (все виды товаров и услуг); правовая поддержка клиентов на этапах производства, размещения и распространения рекламы;
  • Порядок признания расходов на рекламу в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль;
  • Обложение НДС рекламных акций и продукции;
  • Представительство интересов клиента в ФАС по вопросам рекламного законодательства (предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы);
  • Обжалование решений, действий (бездействий) ФАС в суде.

Настоящее предложение рассчитано не только на рекламные агентства полного цикла и компании, рекламирующие свои товары и услуги, но и на распространителей рекламы, то есть на средства массовой информации: газеты, журналы, телекомпании, радиостанции, электронные СМИ.


Получите бесплатную консультацию

Заказать звонок

Задать вопрос

RU/EN
Яндекс.Метрика