Саморегулируемые организации и их цели

В настоящее время в сфере предпринимательства одним из актуальнейших вопросов является институт саморегулирования, ведь в последнее время все больше и больше сфер предпринимательства законодатели передают под действие саморегулирования. Институт саморегулирования призван ограничить вмешательство государства и чиновников во взаимоотношения между контрагентами.

Саморегулирование – такая деятельность субъектов предпринимательства и профессиональной деятельности, которая направлена главным образом на разработку и установление стандартов, правил деятельности определенной отрасли, а также контроль за их соблюдением.

Институт саморегулирования способствует развитию конкуренции в каждой регулируемой области предпринимательства, в том числе способствует повышению качества работ предпринимателей и их ответственности перед потребителями. Саморегулируемые организации (СРО) создаются в каждой отрасли деятельности в зависимости от ее специфики. В соответствии с законодательством, действующим на данный момент в некоторых сферах предпринимательства для субъектов является обязательным вступление в СРО и перечень таких сфер определен на законодательном уровне.

Любая СРО обладает следующими признаками:

  1. СРО – это исключительно некоммерческая организация;

  2. СРО – это организация, обязательно основанная на членстве;

  3. СРО всегда создается в целях, предусмотренных законом о СРО и других специальных законов;

  4. СРО объединяет субъектов только одной определенной сферы деятельности.

Организационно-правовая форма СРО

Среди организационно-правовых форм некоммерческих организаций такая форма как саморегулируемая организация в законодательстве не встречается, так как и не является формой НКО. Для СРО законодательством с 01.09.2014 г. предусмотрена такая ОПФ как ассоциация или союз. Ранее, до 01.09.2014 г., СРО создавались только в ОПФ некоммерческих партнерств (НП). Что касается саморегулируемых организаций, созданных до 01.09.2014 г. в форме НП, то законодатель определил, что сейчас к ним применяются нормы ГК РФ об ассоциациях и союзах. Наименования таких СРО, в том числе и ОПФ, включая и учредительные документы, подлежат приведению в полное соответствие с ГК РФ при первом же изменении учредительных документов.

Законодательство о СРО

Сфера саморегулирования насчитывает большое количество нормативно-правовых актов ее регулирующих:

  1. Гражданский кодекс РФ;

  2. ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

  3. ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

  4. Градостроительный Кодекс РФ;

  5. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций";

  6. Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства";

  7. Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" и пр.

Однако стоит аккуратно использовать указанные нормативно-правовые акты. Ведь до момента приведения их в соответствие с ГК РФ, данные НПА действуют в части не противоречащей нормам ГК РФ.

Функции СРО и ее членов

Статья 6 Закона о СРО устанавливает функции, права и обязанности СРО и ее членов, общие для всех видов СРО. Вниманию подлежат обязательные для исполнения функции:

  1. каждой без исключения СРО, вне зависимости от сферы предпринимательства, необходимо разработать и установить в СРО условия членства субъектов сферы предпринимательства;

  2. применение мер дисциплинарного воздействия к своим членам. СРО наделены данной функцией для предотвращения членами СРО возможного намеренного причинения вреда своим контрагентам и третьим лицам под страхом применения к ним различных мер дисциплинарного воздействия, таких как принуждение к устранению нарушений, возмещение вреда и многое другое;

  3. анализ деятельности членов СРО. Для проведения саморегулируемой организацией анализа деятельности членов, каждый член в определенный промежуток времени с периодичностью представляет в СРО информацию (отчет, документацию) о своей деятельности;

  4. каждая СРО должна обеспечить информационную открытость всех своих членов, для этого информация публикуется на официальном сайте СРО. Информационный перечень, подлежащий публикации содержится в законе о СРО;

  5. всеми саморегулируемыми организациями должен осуществляться контроль за деятельностью своих членов по соблюдению условий членства в компании и требований правил и стандартов, установленных саморегулируемой организацией;

  6. каждая СРО обязана принимать жалобы от всех потерпевших от действий членов саморегулируемой организации. Данные жалобы подлежат рассмотрению саморегулируемой организацией, а также СРО рассматривает дела обо всех нарушениях членами условий членства и установленных организацией правил и стандартов.

  7. все саморегулируемые организации должны вести реестр своих членов, такой реестр ведется организацией по требованиям, установленным законом о СРО, и отражает те сведения, которые по закону должны найти обязательное отражение в реестре.

2009-2017 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.