Основные вопросы преобразования ЗАО в ООО по новым правилам ГК РФ

Опубликовано: 20.07.2015


20150610.jpgПрошлый год принес всем акционерным обществам обязанности по проведению обязательного аудита и передаче ведения своих реестров независимым регистраторам. Перед многими компаниями из-за этого стал выбор оставаться в прежней форме и становиться непубличным АО (что для них является крайне невыгодным) либо преобразоваться в ООО, учитывая упрощение процедуры такой реорганизации. Компании, выбравшие второй путь, задались некоторыми вопросами, связанными с преобразованием:

  1. Есть ли необходимость уведомлять налоговую инспекцию о начале процедуры преобразования и есть ли необходимость в досрочном удовлетворении требований кредиторов?

    На счет уведомления налоговой инспекции Верховный суд РФ в июне этого года пояснил, что такое уведомление является обязательным при любой форме реорганизации, в том числе и при преобразовании. Что касается остальных требований ст.60 ГК о гарантиях прав кредиторов преобразуемой компании, то теперь нет необходимости публикации сообщения в Вестнике госрегистрации о преобразовании, досрочного удовлетворения требований кредиторов, представления в ФНС доказательств того, что кредиторы были уведомлены о реорганизации. Такое допустимо ввиду того, что при преобразовании АО права и обязанности его кредиторов не затрагиваются. Более того, в январе 2015 года Федеральным законом, вносящим изменения в законодательные акты РФ о вопросах обязательного соцстраха, была отменена обязанность компанией уведомления ФСС и ПФ о начавшейся процедуре преобразования.

  2. Есть ли необходимость представлять в налоговую инспекцию передаточный акт для госрегистрации возникающего ООО?

    Здесь все однозначно просто – такая необходимость «отпала» 1 сентября 2014 года. Передаточный акт не нужен в связи с тем, что процедура преобразования однозначно предопределяет переход без исключения всех прав и обязанностей преобразуемого АО к регистрируемому ООО. Таким образом, кредиторы не имеют сомнений по вопросам правопреемства. И тот факт, что в законе о госрегистрации обязанность о предоставлении такого акта в налоговую инспекцию при преобразовании еще осталась, учитывать не стоит. Ведь данный закон действует исключительно в той части, которая не противоречит ГК РФ.

  3. Как быть, если налоговая инспекция требует при преобразовании передаточный акт и доказательства уведомления кредиторов?

    Первое время, после вступления в силу новелл ГК в отношении реорганизации, некоторые налоговые инспекции все же требовали от заявителей предоставления передаточного акта и подтверждения уведомления кредиторов, ссылаясь на пошаговую инструкцию реорганизации, размещенную на официальном сайте ФНС, так как в ней в течение первых двух месяцев действия ГК в новой редакции, то есть сентябрь-октябрь, содержалась информация о необходимости уведомления налоговой и кредиторов о реорганизации в любой из ее форм. Однако в инструкцию, размещенную на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Юридические лица → Меня интересует → Регистрация юридического лица → Мне необходимо осуществить реорганизацию компании» в ноябре 2014 года все-таки добавили оговорку, что данные требования применяются ко всем видам реорганизации кроме преобразования. Позже и ФНС в письме от 03.12.2014 г.  указала, что размещение уведомления в СМИ при преобразовании не требуется. Однако в этом же письме ФНС указала и то, что уведомлять налоговую в случае преобразования не нужно, с чем не согласился Верховный суд РФ. Этот момент мы рассмотрели выше. На счет передаточного акта в инструкции в апреле 2015 года была произведена конкретизация, что он необходим только при реорганизации в форме выделения и разделения. 

  4. Есть ли возможность у акционеров, голосовавших против преобразования, истребовать выкупа у них акций?

    Ответ: несомненно, могут! Закон об АО такое право акционерам предоставляет. Акционерам для этого необходимо заключить с независимым оценщиком договор, к которому предоставляется акционером техническое задание (цель оценки, объект оценки, вся информация, необходимая для проведения оценки и т.д.). Оценщику также должны быть переданы корпоративная документация, бухгалтерская/налоговая, управленческая отчетность, в том числе и аудиторское заключение на последний отчетный период. После независимой оценки советом директоров созывается общее собрание акционеров с указанием в сообщении цены выкупа акций. Цена не должна быть ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком. После проведения общего собрания у акционеров имеется не более 45-ти дней для направления своего требования о выкупе акций. По истечении данного срока АО должно будет выкупить акции в течение 30-ти дней.

  5. Есть ли необходимость в проведении инвентаризации активов, сверке расчетов с налоговой инспекцией и уведомлении регистратора, осуществляющего ведение реестра акционеров?

    Все эти действия по-прежнему необходимо выполнять. Обязанность проведения инвентаризации при любой форме реорганизации установлена Положением по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ.  Необходимость проведения сверки расчетов с налоговой инспекцией установлена Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами. Уведомление регистратора АО о подаче документов на госрегистрацию и о состоявшейся госрегистрации ООО в результате преобразования из ЗАО предусмотрено положением Банка России «О стандартах эмиссии...».

Назад к статьям

2009-2019 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.