Почему представители ФНС России рекомендуют отложить регистрацию нововведений ГК РФ
Опубликовано: 17.11.2014
Нововведения в ГК РФ вызвали ряд вопросов по регистрации изменений в учредительные документы и государственном реестре, на которые нет однозначного ответа. К примеру, в случае избрания нескольких директоров в обществе, кто из них должен быть заявителем на совершение регистрационных действий. В виду того, что законодателем пока еще не разработаны новые тексты к специальным законам о хозяйственных обществах, думается разумным рассмотреть в данном вопросе нормы ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон о гос. регистрации юр. лиц). Согласно положениям указанного закона заявителем при регистрации изменений может выступить руководитель постоянно действующего исполнительного органа или же иное лицо, которое наделено обществом правом действовать без доверенности от его имени. Из данной формулировки делаем вывод, что для регистрации таких изменений предусмотрен только один заявитель и значит, заявление может подписать один из ЕИО (единолично исполнительный орган) или же один из директоров, состоящих в ЕИО. Теоретически можно предположить, что для первой ситуации логично в заявлении отразить код "01", то есть заявитель - руководитель постоянно действующего исполнительного органа. Во второй же ситуации, думается, непременно в заявлении необходимо отразить код "02", что означает, заявителем является другое лицо, которое действует от общества без доверенности. Но это все только в теории, так как эта ситуация не предусмотрена действующими формами заявлений и непременно при каждом из вышеописанных вариантов крайне высок риск отказа в регистрации.
В таком случае целесообразно ли вносить сейчас изменения по поводу нескольких директоров или же стоит пока не торопиться?
Представители ФНС России не рекомендуют в данный момент спешить с внесением любых изменений по новому ГК РФ, предлагают дождаться корректировки законов о хозяйственных обществах, закона о гос. регистрации юр. лиц и утверждения новых форм заявлений для регистрации.
Но у собственников компаний естественно созревает вопрос: как же можно повременить с важнейшими изменениями устава, к примеру, как увеличение уставного капитала или смена наименования компании, в том числе другими изменениями, в которых появилась необходимость? Ведь данные изменения собственникам необходимо будет произвести сейчас, а не когда-нибудь потом. Учитывая, что специальные законы, предусматривающие деятельность хозяйственных обществ, будут приняты, а также утверждены новые формы, не ранее января 2015 года, а привести уставы в соответствие с нововведениями в ГК РФ закон обязывает одновременно с первой регистрацией любых изменений в устав, связанных с внутренними потребностями обществ, а не с реформой ГК РФ.
Почему же представители ФНС предлагают обождать с любым приведением уставов компаний в соответствие? Ведь в данном действии нет таких неопределенностей как при назначении нескольких директоров. И это лишь на первый взгляд. А все дело в неопределенности ФНС России в вопросе внесения специальной регистрационной записи о приведении устава в соответствие. При этом стоит упомянуть, что существующая форма заявления Р13001 предусматривает "приведение в соответствие с новым законодательством" только для перерегистрации ООО по закону № 312-ФЗ. Поэтому, если компания не ООО либо ООО уже прошло перерегистрацию по вышеупомянутому закону, то делать отметку в графе «приведение устава в соответствие» в действующей форме не нужно — из-за этого возможен риск отказа в регистрации.
Учитывая все вышеописанное, видится, что все же лучше отложить любые изменения в обществе до принятия поправок в необходимые специальные законы и утверждения новых форм. Обществам, не располагающим такой возможностью, придется пойти на риск.
Назад к статьям