Антимонопольное регулирование деятельности финансовых организаций

Получить бесплатную консультацию
  • Удобный для вас способ связи:
  • Я даю своё согласие на обработку персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» Согласие на обработку персональных данных

Отправить


Финансовые рынки являются жизненной силой реальной экономики, предоставляя предприятиям и потребителям доступ к финансовым продуктам. Чем лучше и конкурентнее они функционируют, тем лучше будет работать экономика.

Финансовый сектор является особенным, по крайней мере, по трем причинам:

  • Во-первых, финансы вездесущи. Почти все предприятия нуждаются в финансировании для получения ресурсов для инвестиций и для преодоления разрыва между моментом оплаты вводимых ресурсов и моментом получения оплаты за продажу продукции. Практически все коммерческие организации нуждаются в финансах, опять же для получения ресурсов для инвестиций.
  • Во-вторых, почти все инвесторы-физические лица нуждаются в финансах для осуществления крупных инвестиций и покупок.
  • В-третьих, финансы лежат в основе функционирования денежно-платежной системы любой современной экономики.

Финансовое регулирование также является повсеместным. При этом, широкое распространение финансов, а также трудности, с которыми сталкиваются многие люди в их понимании, несомненно, также помогают объяснить столь сильное распространение финансового регулирования.

В последние годы можно наблюдать интересные события в антимонопольной сфере: с одной стороны, усиление контроля со стороны антимонопольных органов в США, Европе и Азии; с другой стороны, рост координации и обмена информацией между сторонами, которые в противном случае являются конкурентами, в таких ситуациях, как синдицированные кредиты, фонды, взаимодействующие с биржами, крупные институциональные инвесторы и т.д.

Как известно, государство заинтересовано в обеспечении стабильности финансового сектора, именно поэтому оно и осуществляет функцию контроля деятельности финансовых организаций, а, кроме того, и других серьезных игроков рынка.

В последнее время можно заметить как ужесточение администрирования в этой сфере в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», так и не показавшие себя эффективными попытки привлечения самих субъектов финансового рынка к разработке стандартов деятельности финансовых организаций и осуществлению контроля за соблюдением их требований, реализуемым через институт саморегулирования.

Но в любом случае государство заинтересовано в развитии отечественного финансового рынка, содействии созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы и обеспечении ее стабильности, предоставлении возможности в реализации экономической инициативы со стороны финансовых организаций.

Антимонопольное законодательство в настоящее время снова стало горячей темой в экономическом дискурсе. Этому есть много причин: онлайновые фирмы стали крупными игроками рынка и выполняют все более важную функцию в жизни многих людей. Упоминания в СМИ о «большой нефти», «большой фармакологии», «больших технологиях» и т.д. стали более распространенными.

Термин «монополия» сегодня звучит гораздо чаще, чем даже десять лет назад.

Антимонопольные органы по всему миру все чаще работают вместе, и как можно увидеть, в сфере финансовых услуг во многих юрисдикциях возникают схожие проблемы конкуренции. Такое сближение ключевых тем означает, что участникам сектора финансовых услуг крайне важно использовать опыт и уроки, извлеченные в различных юрисдикциях.

В дополнение к этой глобальной перспективе, для компаний сектора финансовых услуг также важно применять междисциплинарный подход к анализу своего поведения. Действия, которые могут вызвать обеспокоенность в отношении конкуренции, должны также рассматриваться через другие призмы, такие как соблюдение правил поведения на рынке.

Несмотря на то, что финансовые учреждения подвержены определенной степени финансового регулирования, а сектор в целом является очень конкурентным, они, конечно, не застрахованы от риска нарушения антимонопольного законодательства. Во многих юрисдикциях, включая РФ, были случаи, когда антимонопольные органы проводили расследования и принимали меры, налагая крупные штрафы и привлекая к последующей гражданской ответственности перед третьими лицами. В некоторых юрисдикциях как учреждение, так и соответствующие лица могут даже столкнуться с уголовными обвинениями/санкциями за правонарушения, связанные с антимонопольным законодательством.

Статья 28 Закона о защите конкуренции (ЗоЗК) является определяющей для пороговых значений в отношении сделок для слияний и поглощений в коммерческих организациях. Таким образом, она определяет пороговые значения для сделок с акциями (долями), имуществом или правами в зависимости от стоимости активов по данным бухгалтерского баланса лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, за последний календарный год, предшествующий дате совершения сделки.

Соответственно, в отношении финансовых организаций принцип определения пороговых значений иной:

  • ключевым является показатель стоимости активов, когда как отсутствует показатель суммарной выручки от реализации услуг;
  • определяя пороговые значения за основу берется последний баланс финансовой организации, когда как в отношении обычных коммерческих организаций определяющим выступает показатель участников сделки (и их групп лиц), а также сама коммерческая организация в качестве объекта антимонопольного контроля;
  • федеральный закон не определяет величину пороговых значений, на конкретном примере стоит выделить роль Правительства РФ по согласованию с Центральным банком РФ, в случае осуществлении сделок с акциями (долями), активами финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку РФ, или правами в отношении ее такая величина устанавливается Правительством РФ.

Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций, подлежащие контролю антимонопольным органом

Согласно ст. 26.1 ЗоЗК государственному контролю подлежат сделки и иные действия в отношении:

  • активов финансовых организаций, учрежденных в РФ;
  • находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов;
  • голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих корпораций;
  • голосующих акций (долей), прав в отношении иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки.

Числовое выражение вышеуказанных пороговых значений представлено в следующей таблице:

Приобретаемый актив

До приобретения лицо (группа лиц) распоряжалось

После приобретения лицо (группа лиц) получает право распоряжаться

Приобретение голосующих акций

Не более, чем 25% голосующих акций данного АО или не распоряжалось

Более, чем 25% голосующих акций данного АО

Приобретение голосующих акций

Не менее, чем 25% и не более, чем 50% голосующих акций

Более, чем 50% голосующих акций

Приобретение голосующих акций

Не менее, чем 50% и не более, чем 75% голосующих акций

Более, чем 75% голосующих акций

Долей в уставном капитале ООО

Менее, чем 1/3 долей или не распоряжалось

Более, чем 1/3.долей

Долей в уставном капитале ООО

Не менее, чем 1/3.долей и не более, чем 50% долей

Более, чем 50% долей

Долей в уставном капитале ООО

Не менее, чем 50% и не более, чем 2/3 долей

Более, чем 2/3 долей

Исходя из этого, рассуждения относительно правового режима антимонопольного регулирования в зависимости от доли распоряжения приобретенными акциями (долями) хозяйственных корпораций применимы и в отношении организаций финансового сектора.

Рекомендации по минимизации антимонопольного риска

Для минимизации антимонопольных рисков банкам следует помнить о следующих рекомендациях:

Заблаговременно обратитесь за помощью к антимонопольному консультанту, чтобы:

  1. оценить потенциальные антимонопольные риски;
  2. предоставить конкретные рекомендации по соблюдению законодательства в отношении сделок с конкурентами;
  3. оценить, может ли совместное предприятие подпадать под требования об уведомлении до слияния.

Проконсультируйтесь с юристом в сфере антимонопольного права, чтобы убедиться, что:

  1. предлагаемые критерии членства в совместном предприятии являются обоснованными;
  2. непредоставление доступа к совместному предприятию конкуренту не окажет негативного влияния на способность исключенного конкурента конкурировать.

Не заключайте никаких соглашений с партнерами по совместному предприятию, которые ограничивают свободу компании действовать в вопросах, выходящих за пределы необходимой сферы деятельности совместного предприятия, например, ограничивают способность банка конкурировать с совместным предприятием или самостоятельно предоставлять услуги коммунального предприятия своим собственным клиентам.

Не заключайте с партнером по совместному предприятию соглашение, бойкотирующее любую третью сторону, будь то поставщик/продавец, желающий сотрудничать с предприятием, или конкурирующий банк, желающий присоединиться к совместному предприятию.

Яндекс.Метрика