г. Москва, ул. Остоженка, д. 10

Административные споры

Получите бесплатную консультацию

Административные споры

Административные и иные публично-правовые споры представляют собой правовые конфликты, возникающие в сфере взаимодействия органов власти либо между собой, либо с частными субъектами.

Говоря иначе, административные споры, это такие споры, где одной стороной всегда выступает публичный субъект, содержанием всегда является государственный контроль или надзор, и возникает он обязательно по поводу реализации им властных полномочий. Именно на основании этого критерия данная категория споров дифференцируется от конфликтов между органами власти и частными субъектами в сфере исполнения обеими сторонами, например, обязательств по государственному контракту – такие споры, несмотря на наличие в субъектном составе властного субъекта, являются гражданско-правовыми. Следовательно, административные споры иллюстрируют вертикальную модель правоотношения.

Таким же образом не будет административным спором, например, конфликтная правовая ситуация по вопросам прохождения государственной службы – несмотря на то, что один из субъектов здесь является публичным и реализует он в определенной степени властные полномочия в отношении госслужащего, содержание здесь все-таки трудовое.

Данные обстоятельства обусловливают одну существенную особенность публично-правовых споров – в делах об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти бремя доказывания законности акта лежит именно на издавшем его органе, а не на заявителе (истце) в силу как раз того обстоятельства, что субъекты не равны в таких правоотношениях.

Вместе с тем, несмотря на то, что в теории права административные споры определяются как подвид исковых (есть нарушенное право и есть требование в суд о его защите), правила регулирования у них все же отдельные – если речь об арбитражных судах, то АПК РФ содержит отдельную главу, посвященную разрешению таких споров, суды же общей юрисдикции рассматривают подобные споры в соответствии с правилами КАС РФ.

Виды административных споров

Говоря о видах административных споров, можно перечислить следующие:

  • о привлечении к административной ответственности;
  • об оспаривании нормативных/ненормативных актов органов власти;
  • споры между РФ и ее субъектами (между различными субъектами федерации) по вопросам компетенции;
  • споры между органами власти по вопросам компетенции;
  • споры в сфере избирательного права;
  • по вопросам взимания налогов, сборов, пошлин, в т.ч. споры с ФТС.

Стоит отметить, что каждая из указанных категорий подразделяется на большое количество более мелких, то есть конкретных видов административных споров существует огромное множество.

Порядок разрешения административных споров

Для данной категории споров характерно также и то, что многие из них могут быть разрешены во внесудебном порядке (например, подача жалобы на судебного пристава-исполнителя начальнику отдела судебных приставов, подача жалобы на действия налоговой в вышестоящую инспекцию и др.).

Однако, как и в случае с гражданскими спорами, по общему правилу, разрешение административных споров осуществляется в судебном порядке в судах общей юрисдикции/арбитражных судах и судебный порядок их разрешения в общем и целом одинаков и может быть разделен на следующие стадии:

  1. Предъявление заявления/административного иска в суд, когда заявитель/административный истец обращается с конкретным требованием к заинтересованному лицу/административному ответчику в орган судебной власти, задачей которого является правильное разрешение спора;
  2. Подготовка дела к судебному разбирательству, когда уже оповещенное о факте предъявления к нему заявления/административного иска заинтересованное лицо/административный ответчик вправе представить свою позицию по делу, а также определяется состав участников спора, среди которых могут быть также и третьи лица, чьи права затрагиваются предъявленным иском, а также формируется состав документов каждого из участников;
  3. Судебное разбирательство, к которому суд переходит по достижении целей предыдущей стадии, и на которой публично-правовой спор подлежит разрешению по существу, то есть суд должен разобраться, позиция которой из сторон является верной и в чью пользу должно быть принято решение;
  4. Стадия проверки принятого по делу судебного решения, к которой относятся этапы апелляционного и кассационного обжалования, отличие которых заключается в том, что суд апелляционной инстанции проверяет как фактические обстоятельства, то есть исследует документы (в том числе вновь представленные сторонами), так и юридические основания разрешения правового конфликта, тогда как суд кассационной инстанции вправе проверять только законность судебных актов нижестоящих инстанций (юридико-фактическая и фактическая проверка);
  5. Вступление решения в законную силу и его исполнение. Стоит отметить, что когда речь идет о решениях по делам об оспаривании административных актов, исполнительный лист не выдается, так как само решение является основанием недействительности акта.

Помимо указанных, так называемых ординарных, стадий, есть еще и экстраординарные, к которым относится проверка судебных актов судебной коллегией Верховного Суда РФ в порядке кассационного производства, а также надзорное производство, которое осуществляет Президиум Верховного Суда. Кроме того, есть еще и стадия пересмотра судебного акта по новым/вновь открывшимся обстоятельствам, которая может иметь место в случаях выявления какой-либо из сторон фактов, которые не были и не могли быть ей известны на момент первоначального рассмотрения дела, но существенно влияют на имеющее быть принятым с учетом них решение, либо принятия судом по другому делу решения, которое также существенно влияет на выводы суда, рассматривавшего дело.

Услуги юриста по административным делам

Актуальность вопроса судебного представительства по административным спорам обусловлена именно тем, что специфика самих публичных правоотношений такова, что для разрешения спора требуется определенная узкая специализация представителя и соответствующая квалификация, вплоть до разделения специалистов, например, по налоговому праву на разные профили (оспаривание актов налоговых проверок, налоговая реконструкция, возврат НДС и пр.). Кроме того, актуален данный вопрос еще и потому, что они возникают абсолютно в разных сферах, начиная от еще недавно рассматриваемых судами в больших количествах споров о штрафах за ношение масок, штрафов ГИБДД, заканчивая многомиллиардными спорами с налоговой, ФТС и другими органами.

Получите бесплатную консультацию юриста по административным правонарушениям.

Преимущества работы с Международной Юридической Компанией:


  • сопровождение на всех этапах разрешения спорной ситуации, вплоть до фактического восстановления прав или получения имущества;
  • возможность обратиться к юристу, который специализируется на конкретной категории административных дел и не раз защищал права и законные интересы клиентов в Москве и иных субъектах РФ, попавших в аналогичную ситуацию;
  • внимательное отношение и индивидуальный подход к проблеме клиента;
  • ответственность за рекомендации;
  • удобная форма заказа на сайте, варианты видов оплаты.

Услуга по разрешению споров и судебному представительству оказывается в следующем порядке:


Этап I: Бесплатное ознакомление с материалами, имеющимися в распоряжении Клиента и/или в материалах дела;

Этап II: Обсуждение с Клиентом стратегии по разрешению спора;

Этап III: Подготовка досудебной претензии и участие в досудебных переговорах;

Этап IV: Подготовка и подача заявления в суд соответствующей юрисдикции;

Этап V: Представление интересов Клиента в судебном процессе во всех судебных инстанциях;

Этап VI: Представление интересов Клиента в исполнительном производстве.

На нашем сайте помимо административных споров, Вы можете заказать альтернативную ликвидацию юр лица. Также мы предоставляем помощь юриста в арбитражном суде.

Получите бесплатную консультацию

Заказать звонок

Задать вопрос

RU/EN
Яндекс.Метрика