Антимонопольное регулирование на товарных рынках

Получить бесплатную консультацию
  • Удобный для вас способ связи:
  • Даю согласие на обработку персональных данных.

Отправить

В самом общем виде товарный рынок в антимонопольном понимании состоит из всех товаров или услуг, которые покупатели рассматривают как близкие заменители. Это означает, что если цена на один продукт повышается, а в ответ на это потребители переходят на покупку другого продукта, так, что повышение цены становится невыгодным, то эти два продукта могут находиться на одном и том же товарном рынке, поскольку потребители будут замещать эти продукты на основе изменений в относительных ценах. Но если цена повышается, а потребители не переходят на другие продукты, то другие продукты могут не находиться на товарном рынке для целей оценки влияния слияний на конкуренцию.

Важность экономики наиболее очевидна при рассмотрении антимонопольных дел в судебном порядке. При разрешении отдельных споров суды обычно проводят детальный экономический анализ характера конкуренции и влияния оспариваемой практики на нее. Это наиболее очевидно при анализе слияний, примеры которых многочисленны. Экономические концепции, рассуждения и доказательства занимают центральное место в современном антимонопольном анализе и вне контекста слияний.

Определение рынка – это важный шаг в построении антимонопольного дела или расследовании рынка на предмет антиконкурентного вреда. Цель состоит в определении релевантного рынка, чтобы можно было определить уровень концентрации, уровень контроля над рынком и рыночные доли. В определении рынка есть два аспекта: измерение того, какие продукты конкурируют, и измерение того, где эти продукты конкурируют.

Определение рынка направлено на описание рынка всех компаний, которые ограничивают возможности друг друга повышать цены или снижать качество или инновации. Для того чтобы выиграть в большинстве случаев, истцы должны доказать наличие границ рынка, используя установленные модели и другие принятые экономические инструменты, которые проверяют, существует ли теоретический рынок в реальности. Такое тестирование гарантирует, что определение рынка не является слишком узким, из-за чего рынки кажутся более концентрированными, чем на самом деле, или слишком широким, из-за чего рынки кажутся менее концентрированными, чем на самом деле.

Таким образом, меры антимонопольного регулирования дифференцируются в зависимости от уровня рыночной концентрации.

Основной политикой в области государственного регулирования структуры товарных рынков является достижение и поддержание умеренной рыночной концентрации, при которой достигается:

  • умеренная интенсивность конкуренции;
  • достаточная для привлечения импорта степень открытости рынка для иностранных продавцов;
  • достаточно широкая возможность регулирования барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов;
  • умеренная поддержка отечественного производителя, создающая ему возможность расширения производства конкурентоспособных товаров.

Как определяются конкретные товарные рынки?

Чтобы правильно определить рынок при рассмотрении в суде, истец должен доказать два аспекта: продукты, которые находятся на рынке, и географию, в которой находится рынок.

Таким образом, рынок можно определить следующим образом:

  1. Определение товарного рынка означает поиск заменителей анализируемого продукта. Здесь важно включать только близкие заменители, а не отдаленные. В Руководстве используется пример слияния двух компаний по производству мотоциклов. Ближайшими заменителями будут мотоциклы, продаваемые другими компаниями. Отдаленным заменителем были бы автомобили. Но даже если некоторые клиенты считают автомобиль заменителем, эти продукты достаточно различны, чтобы включение автомобилей привело к завышению конкурентной значимости автомобилей и искажению результатов;
  2. Определение географии рынка означает установление того, ограничивает ли география желание или способность потребителей заменять продукты или желание или способность поставщика обслуживать потребителей. Например, если вы живете в городе А, а главный конкурент вашего местного продуктового магазина находится в городе Б, сможете ли вы поехать в город Б, если ваш продуктовый магазин повысит цены? Определение географического рынка часто имеет огромное значение в случае слияния розничных магазинов или других предприятий с сильной ориентацией на местный рынок, таких как медицинское страхование.

Помимо этого, для целей антимонопольного регулирования необходимо также выявить факторы доминирования на рынке. Это означает, что надо установить, контролирует конкретная компания более или менее чем 50% рынка. Во-вторых, является ли компания естественным монополистом. И, в-третьих, установлено ли доминирование компании ФАС, исходя из неизменности ее доли на рынке в течение длительного времени, даже если она меньше 50%.

Практическая значимость в результате выявления данных факторов заключается в том, что это позволяет минимизировать риски при ведении деятельности на товарных рынках.

Вместе с тем в ряде случаев осуществление досконального анализа невозможно без участия квалифицированных в области антимонопольного регулирования специалистов.

Юристы Международной юридической компании готовы предоставить необходимые консультационные и представительские услуги в целях защиты интересов при взаимодействии с ФАС в контексте антимонопольного регулирования на товарных рынках.

Яндекс.Метрика