г. Москва, ул. Остоженка, д. 10

Представительство в ФАС при попадании в РНП

Получите бесплатную консультацию

Представительство в ФАС при попадании в РНП

Многие предприятия конкурируют за государственные контракты, получают государственные гранты и финансирование в рамках госпрограмм.

Сфера госзакупок, некогда созданная по зарубежной модели, является достаточно востребованной как для крупных игроков рынка, так и для представителей малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем, на данную сферу обращено особое внимание правоприменителя, что обусловлено самой спецификой закупочной системы.

Данное повышенное внимание выражается, в частности, и особыми мерами ответственности, направленными на недопущение участия на данном рынке неблагонадежных исполнителей.

Одной из таких мер является реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Что из себя представляет РНП?

Для понимания того, какие основания для применения такой меры ответственности, как включение в РНП и круга субъектов, к которым она может быть применена, необходимо сначала определить само понятие и сущность явления.

В самом общем виде РНП представляет собой единую государственную централизованную информационную систему, содержащую сведения о поставщиках, которые безосновательно отказались от заключения государственного контракта или ненадлежащим образом исполнили уже заключенный.

Данная система была создана для того, чтобы государство могло иметь механизм фильтрации, который бы позволил отсеивать те предприятия, участие которых в госзакупках нежелательно.

Само наличие подобного реестра вполне логично – так, коммерсанты сами для себя ведут в той или иной форме реестр контрагентов, по критериям которого можно понять, насколько обоснованно полагаться на то или иное лицо при вступлении в договорные правоотношения.

Особенностью же РНП является то, что данная система является открытой, и любое лицо может ознакомиться с ее содержанием, поняв, в том числе, и для себя, стоит ли связываться с тем или иным контрагентом.

Стоит отметить, что разговоры о создании альтернативы РНП ведутся достаточно давно в силу несовершенства этой системы, одним из таких альтернативных вариантов является реестр деловой репутации, критерии включения в который концептуально различны по сравнению с применяемыми ФАС при включении лица в РНП.

Основания включения в РНП

В первую очередь стоит упомянуть о том, что есть 3 группы нарушений, за которые можно попасть в реестр: отказ от заключения госконтракта, расторжение уже заключенного контракта в судебном порядке по инициативе заказчика, существенное нарушение поставщиком условий контракта, которое может быть установлено как судом, так и комиссией ФАС.

Важный момент заключается в том, что инициатором включения контрагента в РНП всегда выступает государственный заказчик.

Для того, чтобы ФАС включила лицо в реестр необходимо подтверждение одного из вышеуказанных обстоятельств.

Подобное подтверждение может быть получено, как уже сказано выше, в судебном порядке либо самой ФАС при анализе договорных правоотношений сторон.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что, в принципе, по итогам рассмотрения вопроса о включении в РНП может быть вынесено решение об отказе в удовлетворения заявления, если не будет подтверждено нарушение, на которое ссылается заказчик.

Порядок включения поставщика в РНП

В первую очередь заказчик направляет в ФАС заявление о включении поставщика в реестр с приложением подтверждающих документов (контракт, передаточные документы, переписка, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и др.).

Затем, ФАС в трехдневный срок рассматривает заявление на предмет его соответствие формальным требованиям, указанным в законе, и, при ненадлежащем оформлении или неприложении необходимых документов, возвращает его заявителю.

Далее, назначается заседание комиссии ФАС по рассмотрению заявления.

В заседании участвуют обе стороны контракта, и каждая из них вправе представлять свою позицию – имеется определенное процедурное сходство с судебным разбирательством.

По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение о включении поставщика в РНП либо об отказе в удовлетворении заявления.

Последствия включения в РНП

Формально наличие в реестре сведений о том или ином лице не имеет негативного влияния на поставщика.

Вместе с тем, оказаться в «черном списке» чревато дальнейшей невозможностью участия в закупочных процедурах (в ряде случаев на этапе формирования закупочной документации заказчики прописывают в качестве условия отсутствие в РНП).

Кроме того, как уже упоминалось ранее, сведения о наличии поставщика в РНП формирует отрицательное впечатление о контрагенте и у обычных, частных, лиц.

Помимо последствий собственно для компании, применение данной меры ответственности может плохо сказаться также и на ее участниках: так, например, если компания включена в РНП, ее участник (учредитель), обладающий статусом ИП может также быть не допущен к госзакупкам.

Каков порядок исключения из РНП?

Для начала стоит упомянуть о том, что нахождение сведений в реестре – это не «черная метка» навечно, информация автоматически исключается по истечении 2 лет.

Вместе с тем, в рамках бизнеса, с учетом описанных негативных последствий, 2 года составляют достаточно серьезный срок, и поэтому исключение из РНП возможно также в порядке обжалования соответствующего решения ФАС в судебном порядке.

Для этого необходимо подать иск в порядке административного судопроизводства в арбитражный суд, по итогам рассмотрения которого может быть принято решение об отмене акта ФАС при наличии к тому оснований.

Такими основаниями являются:

  1. Доказанная в судебном порядке добросовестность привлеченного к ответственности лица, и, как следствие, необоснованность решения ФАС;
  2. Отсутствие у лица намерения уклониться от заключения госконтракта;
  3. Нарушение закупочных процедур со стороны самого заказчика при отсутствии вины поставщика;
  4. Нарушение процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком;
  5. Обусловленность нарушений поставщика виновными действиями самого заказчика (например, нарушения сроков передачи необходимых документов);
  6. Формальные нарушения ФАС при рассмотрении вопроса о включении в РНП.

Почему вам стоит обратиться к нашим специалистам?

  • Даже, если вам кажется, что ситуация безвыходная, приходите к нам. Мы обладаем реальным опытом в решении сложных задач, неразрешимых вопросов не бывает.
  • Мы досконально знаем, какие аспекты ФАС учитывает в качестве достаточных законных оснований для не включения организации в РНП.
  • Отлаженный механизм информационно-документационного обмена с ФАС позволяет нам оперативно донести нашу правовую позицию.

Сотрудники Международной Юридической Компании представят интересы своих клиентов при внесении их в реестр недобросовестных поставщиков, и разработают варианты по исключению из него. «Ключом успеха» в любом случае является сбор совокупности доказательств, подтверждающих совершение поставщиком всех разумных и зависящих от него мер по заключению и исполнению контракта.


Получите бесплатную консультацию

Заказать звонок

Задать вопрос

RU/EN
Яндекс.Метрика