19.02.2016
Избавиться от умерших акционеров и тех акционеров, которые совершенно «позабыли» о своих прямых обязанностях владельца акций можно путем преобразования АО в ООО, не включив в состав участников ООО акционеров отсутствующих и не голосовавших на собрании и тех, кто голосовал «против» преобразования. Однако у такого способа есть противники. Они ссылаются на ст.35 Конституции РФ об охране частной собственности, то есть лишение имущества может быть оформлено только по решению суда. В том числе законодательно закреплено, что принудительное лишение имущества возможно только в случае предварительного равноценного возмещения.
Аргумент вроде бы неплохой, но законодательно закреплено принудительное приобретение акций миноритарных акционеров, в совокупности составляющих меньше 5% уставного капитала. Взамен на акции таким акционерам предлагается денежная сумма, которая определяется исходя из рыночной стоимости таких акций. Что касается процедуры преобразования АО в ООО, то в данном случае акционерам также предлагается аналогичный эквивалент. Но разница заключается в том, что при преобразовании акционер может обратиться в общество за своими денежными средствами в течение 45-ти дней, а при принудительном выкупе – в течение 3-х лет.
Правило о выкупе акций у акционера в течение 45-ти дней по цене не ниже рыночной закреплено в законе об АО и распространяется на все формы реорганизации. Необходимо понимать, что данный закон закрепляет право на выкуп, которым акционер может и не воспользоваться, вернее не пожелает воспользоваться, таким образом, показывая сознательность своего согласия на последствия, наступающие для него вследствие отказа от использования своего права.
Что касается «потерявшихся» акционеров, то здесь необходимо руководствоваться тем, что статус акционера предполагает не только наличие у акционера определенных прав, но в том числе и определенных обязанностей, не выполняя которые, такие акционеры добровольно своим «молчаливым согласием» передают судьбу компании в руки других акционеров. Таким образом, позабывшие о своем статусе акционеры осознанно допускают наступление в отношении их негативных последствий либо и вовсе относятся к этому безразлично.
В пользу возможного преобразования АО и не включения всех акционеров в состав участников ООО говорит и норма статьи 58 ГК РФ, предусматривающая возможность изменения прав и обязанностей в отношении акционеров, а именно: права и обязанности преобразованной компании в отношении третьих лиц остаются прежними, кроме прав и обязанностей в отношении учредителей/участников компании, изменение которых вызвано именно преобразованием. Из этого следует, что описываемый аргумент противников о переходе всех прав/обязанностей преобразуемого АО к ООО в неизменном виде рушится с сокрушением.
В качестве контраргумента противникам можно указать, что при использовании акционером права на выкуп у него акций ввиду его нежелания осуществлять реорганизацию АО, выкупленные акции поступают в полное распоряжение самого общества. Таким образом, преобразование изменяет права/обязанности в отношении участников, состав которых изменился в связи с реорганизацией. Однако нормы ГК содержат положения о правопреемстве и по остальным формам реорганизации, но ни одна норма не говорит об изменении прав/обязанностей в отношении участников. Получается, что изменение состава акционеров при преобразовании описываемым способом является правомерным.
Итак, акционер, голосовавший против преобразования либо не посетивший голосование, не станет участником создаваемого преобразованием ООО. А, следовательно, «потерянный» акционер либо умерший, наследники которого не вступили в наследство, в состав участников также не войдут. Тем более, что на данный момент в качестве подтверждения этому существует и судебная практика.