Подготовка НКО к проверке Минюста

Опубликовано: 25.05.2020


Подготовка НКО к проверке Минюста

Ранее, в статье, мы рассказывали, какие бывают проверки Минюста в отношении некоммерческих организаций и когда они назначаются. В этом материале рассмотрим основные моменты, на которые НКО необходимо обратить внимание при подготовке к проверке Минюста.

Уже вначале года НКО могут увидеть на сайте Минюста, грозит ли им плановая проверка. В связи с этим рекомендуем не ждать уведомления от Минюста, а заранее подготовиться. Итак, как правильно подготовиться к проверке Минюста, если вдруг организация стоит в плане на текущий год?

I. Изучить законодательство

Во-первых, следует внимательно изучить действующее законодательство в сфере НКО. Также проанализировать административный регламент Минюста от 30.12.2011 № 456, чтобы заранее знать свои права.

II. Проверить, соответствует ли устав действующему законодательству

Самые распространенные нарушения в уставе НКО:

  • положения устава устарели и не соответствуют (противоречат) действующему закону и требованиям Минюста (напомним, что с 1 сентября 2014 года законодательство в сфере НКО претерпело существенные изменения);

  • наименование не отражает характер деятельности организации;

  • на основании действующего законодательства в сфере НКО не указаны вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, плюс порядок голосования по таким вопросам;

  • цели НКО не соответствуют своему названию, а также указан открытый перечень направлений деятельности;

  • расхождения с ЕГРЮЛ в сведениях об адресе или наименовании должности руководителя;

  • устав фонда содержит положения о реорганизации, тогда как законом реорганизация фондов запрещена;

  • устав предусматривает ведение реестра членов (для корпоративных НКО), тогда как по факту данный реестр не ведется вовсе либо ведется с нарушениями.

III. Привести в порядок свою внутреннюю документацию

bureaucracy-2106924_640.jpg

Обычно Минюст запрашивает договоры, акты, отчеты, штатное расписание, протоколы, приказы, учетную политику компании.

На практике чаще сталкиваемся с ситуацией, когда НКО вообще не проводят обязательные ежегодные заседания органов управления, не переизбирают (избирают), в установленные уставом сроки, органы управления. Если же протокол оформляется, то чаще всего с грубыми нарушениями, а именно:

  • нет указания на время, место проведения собрания;

  • не избраны председатель, секретарь собрания и лицо, осуществляющее подсчет голосов (счетная комиссия);

  • не проведено голосование или проведено с нарушениями по каждому вопросу повестки дня;

  • нет подписи председателя, секретаря собрания и (или) печати компании;

  • не указано общее число учредителей (или членов) НКО и количество присутствующих на собрании;

  • нет необходимого кворума;

  • орган управления рассматривает вопросы в повестке дня, которые не уполномочен рассматривать по уставу.

IV. Проверить, достоверны ли сведения, которые указаны в ЕГРЮЛ

Так, например, нужно проверить достоверность сведений об адресе организации. Если НКО отсутствует по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, то необходимо внести изменения и зарегистрировать их в Минюсте. Если адрес указан только в ЕГРЮЛ, то представляется форма Р14001, если адрес указан ещё и в уставе, то подается форма Р13001.

V. Вовремя сдать отчетность в Минюст по установленным формам

Отчетность в Минюст должна быть подана в срок до 15 апреля и никак не позже. Какие же явные нарушения выявляет контролирующий орган при сдаче отчетности:

  • отчетность подана не по установленным формам (см. приказ Минюста № 170 от 16.08.18г.);

  • отчетность подана с нарушением срока;

  • отчетность заполнена неверно - на официальном сайте Минюста можно ознакомиться с рекомендациями по заполнению установленных форм отчетности (см. приказ Минюста № 81 от 17.03.11г.);

  • отчетность подана не полностью;

  • отчетность не размещена в интернете на официальном портале Минюста (см. приказ Минюста № 252 от 07.10.10г.);

  • отчетность подана не в тот территориальный орган Минюста.

Более подробно об отчетности в Минюст можно посмотреть в ст. 32 ФЗ-7 об НКО и на официальном сайте Минюста, где содержится административный регламент и другая информация по данному вопросу.

НКО должны ответственно подходить к сдаче отчетности, ведь за нарушения в сдаче отчетности компании может грозить ликвидация.

VI. Опубликовать необходимые отчеты

Необходимо опубликовать отчет о своей деятельности, об использовании своего имущества, провести ежегодный аудит (если такая обязанность установлена законом об НКО для вашей организации).

VII. Проверить сведения об эмблеме

Посмотреть описана ли эмблема в уставе, если она используется на официальных бланках и (или) печати некоммерческой организации. Проверить соответствует ли эмблема требованиям ст. 3 п. 5 ФЗ об НКО.

Если описание эмблемы отсутствует, то необходимо внести изменения в устав.

VIII. Утвердить для благотворительных фондов благотворительную программу

Если такая программа не была утверждена, то необходимо созвать высший орган управления БФ и утвердить благотворительную программу со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов.

VIII. Осуществление функций иностранного агента

Когда НКО осуществляет функции иностранного агента, то необходимо проверить подано ли заявление в Минюст о включении в реестр НКО, выполняющие функции иностранного агента.

Кроме того, для всех НКО важно проверить указано ли в печати полное название организации на русском языке и не содержится ли название на иностранном языке (см. ст. 3 п. 4 ФЗ об НКО).

Именно у НКО, как показывает практика, чаще всего содержатся нарушения в документах. Это происходит ввиду следующих причин:

  • специфики деятельности таких организаций (например, необходимо грамотное ведение раздельного учета доходов (расходов), если имеются поступления от иностранных источников, либо от предпринимательской деятельности);

  • незнания законодательства в сфере НКО;

  • ограниченных средств, чтобы держать в штате грамотного юриста.

Если у НКО нет возможности проанализировать свои документы на факт нарушений, то лучше обратиться к специалистам, которые с учетом своего опыта и профессионализма обнаружат, исправят ошибки в документах и подготовят организацию к проверке Минюста.

Назад к статьям

Похожие статьи:

Как поступить чтобы избежать блокировки счета банком по 115-ФЗ
Как поступить чтобы избежать блокировки счета банком по 115-ФЗ
Блокировка счета по 115-ФЗ в рамках противодействия отмыванию нелегальных капиталов и финансированию террористических структур – ситуация, требующая оперативного принятия ряда определенных действий руководством организации в целях ее разрешения.
Подробнее
Регистрация НКО на домашний адрес учредителя
Регистрация НКО на домашний адрес учредителя
Регистрация любой организации по определенному адресу является ее неотъемлемым признаком и обязательным условием включения юрлица в госреестр. Закон о некоммерческих организациях закрепил положения, согласно которым место нахождения НКО определяется по адресу ее госрегистрации.
Подробнее
Частые причины отказа в регистрации НКО
Частые причины отказа в регистрации НКО
В настоящее время одна из наиболее часто встречающихся на практике причин отказа в регистрации НКО – это выявление тождественности названий уже зарегистрированной и новой НКО. Это подтверждает ВС РФ в...
Подробнее
Яндекс.Метрика