25.05.2020
Ранее, в статье, мы рассказывали, какие бывают проверки Минюста в отношении некоммерческих организаций и когда они назначаются. В этом материале рассмотрим основные моменты, на которые НКО необходимо обратить внимание при подготовке к проверке Минюста.
Уже вначале года НКО могут увидеть на сайте Минюста, грозит ли им плановая проверка. В связи с этим рекомендуем не ждать уведомления от Минюста, а заранее подготовиться. Итак, как правильно подготовиться к проверке Минюста, если вдруг организация стоит в плане на текущий год?
Во-первых, следует внимательно изучить действующее законодательство в сфере НКО. Также проанализировать административный регламент Минюста от 30.12.2011 № 456, чтобы заранее знать свои права.
Самые распространенные нарушения в уставе НКО:
положения устава устарели и не соответствуют (противоречат) действующему закону и требованиям Минюста (напомним, что с 1 сентября 2014 года законодательство в сфере НКО претерпело существенные изменения);
наименование не отражает характер деятельности организации;
на основании действующего законодательства в сфере НКО не указаны вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, плюс порядок голосования по таким вопросам;
цели НКО не соответствуют своему названию, а также указан открытый перечень направлений деятельности;
расхождения с ЕГРЮЛ в сведениях об адресе или наименовании должности руководителя;
устав фонда содержит положения о реорганизации, тогда как законом реорганизация фондов запрещена;
устав предусматривает ведение реестра членов (для корпоративных НКО), тогда как по факту данный реестр не ведется вовсе либо ведется с нарушениями.
Обычно Минюст запрашивает договоры, акты, отчеты, штатное расписание, протоколы, приказы, учетную политику компании.
На практике чаще сталкиваемся с ситуацией, когда НКО вообще не проводят обязательные ежегодные заседания органов управления, не переизбирают (избирают), в установленные уставом сроки, органы управления. Если же протокол оформляется, то чаще всего с грубыми нарушениями, а именно:
нет указания на время, место проведения собрания;
не избраны председатель, секретарь собрания и лицо, осуществляющее подсчет голосов (счетная комиссия);
не проведено голосование или проведено с нарушениями по каждому вопросу повестки дня;
нет подписи председателя, секретаря собрания и (или) печати компании;
не указано общее число учредителей (или членов) НКО и количество присутствующих на собрании;
нет необходимого кворума;
орган управления рассматривает вопросы в повестке дня, которые не уполномочен рассматривать по уставу.
Так, например, нужно проверить достоверность сведений об адресе организации. Если НКО отсутствует по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, то необходимо внести изменения и зарегистрировать их в Минюсте. Если адрес указан только в ЕГРЮЛ, то представляется форма Р14001, если адрес указан ещё и в уставе, то подается форма Р13001.
Отчетность в Минюст должна быть подана в срок до 15 апреля и никак не позже. Какие же явные нарушения выявляет контролирующий орган при сдаче отчетности:
отчетность подана не по установленным формам (см. приказ Минюста № 170 от 16.08.18г.);
отчетность подана с нарушением срока;
отчетность заполнена неверно - на официальном сайте Минюста можно ознакомиться с рекомендациями по заполнению установленных форм отчетности (см. приказ Минюста № 81 от 17.03.11г.);
отчетность подана не полностью;
отчетность не размещена в интернете на официальном портале Минюста (см. приказ Минюста № 252 от 07.10.10г.);
отчетность подана не в тот территориальный орган Минюста.
Более подробно об отчетности в Минюст можно посмотреть в ст. 32 ФЗ-7 об НКО и на официальном сайте Минюста, где содержится административный регламент и другая информация по данному вопросу.
НКО должны ответственно подходить к сдаче отчетности, ведь за нарушения в сдаче отчетности компании может грозить ликвидация.
Необходимо опубликовать отчет о своей деятельности, об использовании своего имущества, провести ежегодный аудит (если такая обязанность установлена законом об НКО для вашей организации).
Посмотреть описана ли эмблема в уставе, если она используется на официальных бланках и (или) печати некоммерческой организации. Проверить соответствует ли эмблема требованиям ст. 3 п. 5 ФЗ об НКО.
Если описание эмблемы отсутствует, то необходимо внести изменения в устав.
Если такая программа не была утверждена, то необходимо созвать высший орган управления БФ и утвердить благотворительную программу со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов.
Когда НКО осуществляет функции иностранного агента, то необходимо проверить подано ли заявление в Минюст о включении в реестр НКО, выполняющие функции иностранного агента.
Кроме того, для всех НКО важно проверить указано ли в печати полное название организации на русском языке и не содержится ли название на иностранном языке (см. ст. 3 п. 4 ФЗ об НКО).
Именно у НКО, как показывает практика, чаще всего содержатся нарушения в документах. Это происходит ввиду следующих причин:
специфики деятельности таких организаций (например, необходимо грамотное ведение раздельного учета доходов (расходов), если имеются поступления от иностранных источников, либо от предпринимательской деятельности);
незнания законодательства в сфере НКО;
ограниченных средств, чтобы держать в штате грамотного юриста.
Если у НКО нет возможности проанализировать свои документы на факт нарушений, то лучше обратиться к специалистам, которые с учетом своего опыта и профессионализма обнаружат, исправят ошибки в документах и подготовят организацию к проверке Минюста.