Антимонопольное регулирование на товарных рынках
Понятие товарного рынка закреплено в ст.4 Закона о защите конкуренции. Это территория обращения товаров, как взаимозаменяемых, так и нет, в пределах которой покупатели могут приобрести тот или иной товар, и такая возможность у них отсутствует за ее границами.
Цель антимонопольного регулирования на товарных рынках – недопущение ограничения конкуренции. Она достигается за счет действий ФАС, осуществляемых по нескольким направлениям.
- Определение границ товарного рынка, его субъектного состава. Методика установления границ рынка регламентирована Приказом ФАС России от 28.04.10 № 220. При обозначении продуктовых границ рынка анализируются ключевые свойства товара, его основные характеристики, а также выявляются его аналоги. При этом одним из критериев анализа является мнение потенциального покупателя о готовности заменить соответствующий товар при потреблении. Географические границы – это границы, в пределах которых покупатели имеют возможность приобрести конкретный товар. При определении данных границ учитывается мнение потребителей о территории, где осуществляется оборот определенных товаров. Если товар может быть приобретен только на конкретной территории, то и рынок тогда ограничивается данной территорией. В число участников рынка входят физические лица и компании, реализующие в его границах свой товар на протяжении определенного интервала времени, а также лица, которые без значительных издержек могут войти на такой рынок в срок не более 1 года.
- Выявление фактов доминирующего положения. По общему правилу, доминирующим считается положение компании в трех случаях. Во-первых, ее доля на рынке выше 50%. Во-вторых, компания является естественным монополистом. В-третьих, доминирование компании установлено ФАС, исходя из неизменности ее доли на рынке в течение длительного времени, даже если она меньше 50%. Доминирование дает компании возможность влиять на обращение товара на рынке, устранять с этого рынка конкурентов и затруднять допуск на него иным компаниям. Задача ФАС – пресекать злоупотребление доминирующим положением, в том числе бороться с монопольными ценами, ликвидировать барьеры входа на рынок и дискриминационные условия, предотвращать навязывание бизнес-партнерам невыгодных для них условий заключаемых договоров.
- Предотвращение антиконкурентных соглашений и недобросовестной конкуренции. Объектами антиконкурентных соглашений могут быть: ценообразование и условия продаж, закупочные процедуры, сферы влияния на рынке, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции. Такие соглашения ограничивают конкуренцию между участниками рынка, приводят к монополизации производства и продажи продукции, а также «уничтожают» внешнюю конкуренцию. К полномочиям ФАС относится пресечение картельных сговоров, «вертикальных» (между продавцом и покупателем) соглашений и согласованных действий участников рынка. Что касается недобросовестной конкуренции, то это любые противоправные действия компаний, направленные на получение преимуществ для своего бизнеса, а также причинившие или создающие угрозу причинения убытков их конкурентам. К ним, к примеру, относятся действия по дискредитации товаров конкурентов, введение покупателей в заблуждение относительно свойств товара, некорректное сравнение, а также создание смешения.
- Контроль за экономической концентрацией. ФАС контролирует все корпоративные сделки компаний. Если по последнему бухгалтерскому балансу общая стоимость активов компаний-участников сделки свыше 7 млрд рублей или их выручка от продаж за последний календарный год свыше 10 млрд рублей, то с предварительного согласия ФАС происходят сделки:
- по слиянию и присоединению;
- по подписанию соглашений о совместной деятельности;
- по созданию коммерческих организаций. При этом их уставный капитал должен оплачиваться долями, акциями или имуществом, являющимся либо основными средствами, либо нематериальными активами другого юр.лица, по отношению к которому новая компания получает право влиять на бизнес-процессы;
- по покупке свыше 25%, 50% или 75% голосующих акций АО или более 1/3, 1/2 или 2/3 долей в уставном капитале ООО;
- сделки с имуществом юр.лица, если его балансовая стоимость превышает 25% балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов компании, отчуждающей имущество;
- сделки по приобретению права влиять на деятельность компании или быть ее исполнительным органом, в том числе через покупку более 50% голосующих акций.
На осуществление ряда сделок согласие ФАС не требуется. А именно, участники сделки входят в одну группу лиц, они предоставили в ФАС сведения о составе своей группы как минимум за месяц до будущей сделки, а также гарантируют, что на дату сделки состав группы не изменится. Однако последующее уведомление ФАС о проведении такой сделки обязательно должно быть произведено в срок 45 дней с момента сделки.