Корпоративное соглашение как средство предотвращения корпоративного конфликта в обществе

Опубликовано: 23.12.2015


В некоторых компаниях с несколькими участниками, имеющими равные доли, прибегают к заключению корпоративного договора, который будет способен разрешить конфликтную ситуацию (дедлок), возникшую в обществе между участниками. Такой корпоративный договор заранее определяет права и обязанности участников общества при возникновении дедлока (корпоративного конфликта).

В корпоративном соглашении закрепляется порядок осуществления возникших у участников в обществе корпоративных прав в отличие от стран континентальной Европы. В нашей стране, к примеру, в корпоративном договоре нельзя предусмотреть предоставление одному из участников дополнительного голоса в случае конфликтной ситуации, тем более создание специального выборного органа в обществе для разрешения конфликта. Однако вполне можно предусмотреть принудительный выкуп доли или акций у участника при возникновении конфликта интересов сторон общества. Участники общества вполне могут договориться, в случае корпоративного конфликта, применять Shotgun-условия.

Shotgun-условиями обозначаются различные способы выхода из корпоративного конфликта, которые подлежат закреплению в корпоративном соглашении. Международной практике известны следующие договоренности:

  1. Russianroulette, иначе говоря «русская рулетка». В тупиковой ситуации в обществе между участниками каждый из участников вполне может направить другому участнику предложение выкупить у него его долю с указанием цены доли. В свою очередь в ответ на предложение участник может направить либо подтверждение покупки доли, либо предложение о продаже своей доли по той же цене.

  2. Texas shoot-out или говоря русским языком – «Техасская перестрелка». Каждая сторона корпоративного конфликта направляет независимому медиатору предложение своей цены по выкупу у второго участника его доли. Предложение направляется в запечатанном виде и вскрывается одновременно с предложением противоборствующего участника. Таким образом, чье предложение окажется большей ценовой политики, тот участник и победил. Он должен по указанной им цене выкупить у противника его долю, а противник обязуется незамедлительно продать свою долю.

  3. Dutch auction или «голландский аукцион». В отличии от «техасской перестрелки» противоборствующие участники указывают минимальную цену за которую готовы продать свою долю, а не максимальную. Однако результат совпадает, то есть участник, предложивший в итоге большую цену, является победителем и выкупает долю участника, предложившего меньшую цену.

У Shotgun–условий есть некоторые преимущества:

  1. если подобный механизм очень подробно прописать в корпоративном договоре, то он будет являться удобным и достаточно простым;

  2. при наличии Shotgun–условий в корпоративном соглашении выкуп доли запускается стороной в одностороннем порядке;

  3. в соглашении может быть определена вполне справедливая цена доли ввиду того, что предлагающей стороной может в будущем оказаться как продавец, так и покупатель;

  4. участие внешнего оценщика в данном случае не потребуется.

Недостатки корпоративных соглашений с Shotgun–условиями также имеются. 

Среди них можно выделить следующие:

  1. результат может быть совершенно непредсказуемым;

  2. если компанию покинет участник-обладатель деловой репутацией, ноу-хау либо всеми активами, то для бизнеса возникает реальная угроза.

Назад к статьям

Похожие статьи:

Выбор формы ведения бизнеса
Выбор формы ведения бизнеса
Вы решили организовать собственный бизнес? Вы слышали о существовании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? Вы понаслышке знаете, о чем идет речь, но о бухучете и системах налогообложения понятия не имеете?...
Подробнее
Представителем должника назначается конкурсный управляющий
Представителем должника назначается конкурсный управляющий
В различных странах статус арбитражного управляющего понимают по-разному. Германия считает конкурсного управляющего носителем особой должности, при которой он выступает от своего имени, но с правовым эффектом для должника.
Подробнее
Передача персональных данных клиента производится только по его прямому письменному согласию
Передача персональных данных клиента производится только по его прямому письменному согласию
За использованием компаниями персональных данных своих клиентов в настоящее время пристально наблюдает законодатель, а также контролирующие органы. К получению согласия клиента на обработку его персональных данных установлен достаточно широкий перечень требований.
Подробнее
Яндекс.Метрика