г. Москва, ул. Остоженка, д. 10

Маркировка рекламы в интернете

Получите бесплатную консультацию

Маркировка рекламы в интернете

04.10.2023

Маркировка рекламы в интернете

Под влиянием стремительного развития цифровых технологий и рекламных платформ, интернет-реклама стала неотъемлемой частью онлайн-жизни. Однако, с ростом объемов рекламы возникла необходимость ее правильной маркировки, чтобы обеспечить прозрачность и защитить интернет-пользователей от обмана. В данной статье мы рассмотрим, зачем нужна маркировка рекламы в интернете и как ее правильно использовать.

В первую очередь, стоит отметить, что изменения в закон о рекламе в части установления обязательных требований о маркировке интернет-рекламы были обусловлены спецификой данного вида рекламы и сложностью контроля за ее размещением, а также повышением числа недобросовестных рекламодателей, публикующих недостоверные сведения.

Что является рекламой, а что нет?

В веке информационных технологий и развития интернета мы сталкиваемся с огромным объемом информации, которую мы ежедневно воспринимаем. В этом информационном потоке можно встретить разные виды контента, и не всегда легко определить, что является рекламой, а что нет.

Реклама – это специально созданный контент или сообщение, предназначенные для привлечения внимания и продвижения товаров, услуг, брендов или идей. Она помогает компаниям достигать своей целевой аудитории и повышать узнаваемость своей продукции или услуг. Реклама часто является платной и нацелена на увеличение продаж или получение доходов от участия в ней.

Важно отметить, что граница между рекламой и другими видами контента может быть размытой, особенно в сфере влиятельного маркетинга, когда видео или записи создаются с целью продвижения брендов или товаров, но без прямого упоминания о продажах или покупке.

В самом общем виде, определить рекламу для целей применения рекламного законодательства можно как любые информационные материалы, размещенные коммерческим лицом (организацией или индивидуальным предпринимателем) для целей предложения товаров или услуг неограниченному числу потребителей.

При этом, разъяснения руководящих органов приводят более четкие критерии именно рекламных материалов.

Так, рекламой не является:

  • справочные, информационные и аналитические материалы, которые не направлены на предложение сторонних товаров и услуг;
  • предложения о приобретении товаров и услуг, размещенные самим производителем на собственном интернет-сайте или ином онлайн-ресурсе;
  • обзор нескольких сторонних товаров и услуг без цели предложения их приобретения (например, обзоры блогеров);
  • органичные интеграции, смысл которых состоит не в предложении конкретного товара или услуги, а в размещении их в общем контексте повествования.

Стоит отметить, что в рамках изменений 2022 года возникла неопределенность относительно определения тех или иных материалов в качестве рекламных.

Как маркировать рекламу?

Требования об обязательной маркировке интернет-рекламы с самого своего появления породили множество вопросов как со стороны рекламодателей, так и со стороны рекламораспространителей, некоторые из этих неясностей существуют и по сей день.

В соответствии с законом, существует отдельная категория лиц, которые именуются операторами рекламных данных (ОРД), список которых в настоящий момент официально состоит из 7 организаций:

  • Сбер;
  • Яндекс;
  • ВКонтакте;
  • Ozon;
  • МТС;
  • ВымпелКом;
  • Амбердата.

Указанные организации предоставляют услуги по заключению договоров с рекламодателями и рекламораспространителями, в соответствии с которыми ОРД предоставляют в компетентный орган (Роскомнадзор) сведения о размещенной в Интернете рекламе и ее маркировке.

Итак, для того чтобы соблюсти требования о маркировке интернет-рекламы, необходимо:

  1. Заключить договор с ОРД либо предоставлять в ОРД сведения о размещенной интернет-рекламе в разовом порядке;
  2. Предоставить планируемую к публикации рекламу в ОРД для присвоения ей токена, то есть уникального цифрового обозначения, позволяющего идентифицировать интернет-рекламу;
  3. Разместить рекламу на сайте или ином онлайн-ресурсе с указанием токена, обозначения «Реклама» и заказчиком рекламы;
  4. Направить в ОРД сведения о размещенной рекламе, а также документы-основания для ее размещения (договор с рекламодателем, акт об оказании услуг по договору и др.).

Закон о маркировке рекламы в 2023 году

Как уже было указано выше, изменения в рекламном законодательстве вступили в силу еще осенью прошлого года, однако власти отсрочили момент реализации штрафных санкций за неисполнение требований об обязательной маркировке.

Стоит отметить, что бизнес по-прежнему не освоил механизм правильной маркировки и подачи отчетности, и предприниматели просят власти предоставить очередную отсрочку для применения штрафов.

Новый закон в полной мере можно назвать революционным, поскольку он не только обязал маркировать абсолютно всю интернет-рекламу, но и ввел отдельную категорию лиц, ОРД, выступающих посредниками между рекламодателями, рекламораспространителями и уполномоченным органом власти, осуществляющим надзор за соблюдением требований о маркировке.

Отсутствие маркировки интернет-рекламы

Почему же так важно правильно маркировать рекламу? Во-первых, это помогает пользователям отличить рекламный контент от остального информационного контента, что позволяет им принять информированное решение о том, стоит ли им взаимодействовать с рекламной кампанией. Также маркировка рекламы помогает предотвратить обман потребителей и защитить их интересы.

Поскольку маркировка интернет-рекламы является обязательной, законом установлена ответственность за ее отсутствие либо неправильное оформление.

При этом, как было указано выше, существуют разъяснения относительно того, какие материалы относятся к рекламным, а какие – нет.

Несмотря на наличие таких разъяснений, у предпринимателей (и физических лиц – например, владельцев Telegram-каналов или блогеров) по-прежнему остались вопросы касательно отнесения тех или иных информационных материалов к рекламе.

Настоятельно рекомендуется всем рекламодателям и платформам строго соблюдать правила маркировки рекламы в интернете. Это помогает создать доверие среди пользователей, улучшить пользовательский опыт и предотвратить возможные негативные последствия, связанные с нарушением законодательства и претензиями со стороны пользователей. С прагматической же точки зрения, соблюдение требований о маркировке рекламы необходимо для того, чтобы избежать крупных штрафов, речь о которых пойдет ниже.

Для того, чтобы не попасть под санкции за несоблюдение требований рекламного законодательства, некоторые рекламораспространители маркируют все размещаемые материалы, даже те, которые формально не относятся к рекламе, поскольку к ответственности могут привлечь именно из-за пробелов в законодательстве.

Штрафы за рекламу без маркировки

За неисполнение обязательных требований о маркировке интернет-рекламы установлена ответственность в виде штрафов, и размер этих штрафов довольно серьезный – сумма требования может доходить до 700 тыс. руб.

Так, например, за несвоевременное предоставление/непредоставление сведений о размещенной рекламе в уполномоченный орган предусмотрен штраф в размере от 10 до 500 тыс. руб., за отсутствие маркировки – от 30 до 500 тыс. руб., за несоблюдение требований о предоставлении сведений ОРД – от 100 до 700 тыс. руб.

Данные штрафы вступили в силу с 1 сентября 2023 года и, как сообщают различные источники, дела об административных правонарушениях уже возбуждаются.

Например, сообщается о том, что антимонопольная служба (которая уполномочена рассматривать дела в отношении несоблюдении рекламного законодательства) возбудила первое дело о привлечении владельцев Telegram-канала к ответственности за отсутствие маркировки.

Заключение

Маркировка рекламы в Интернете теперь является неотъемлемым элементом создания прозрачности и защиты интересов пользователей. Важно использовать явные и понятные способы маркировки и дополнительно предоставлять информацию о рекламных партнерах или рекламодателях. Нужно помнить, что честное и прозрачное отношение к рекламе в Интернете способствует развитию долгосрочных и успешных отношений между платформами, рекламодателями и пользователями, а также обеспечивает отсутствие притязаний со стороны контролирующих органов, что тоже немаловажно.

К статьям

Читайте также

Заказать звонок

Задать вопрос

RU/EN
Яндекс.Метрика