Обзор изменений в регистрации юридических лиц и ИП
Опубликовано: 19.02.2018

С 29 апреля этого года вступает в силу первый блок изменений в регистрации юридических лиц и ИП. Второй блок поправок начнет действовать с октября 2018 года. Новеллы в законодательство о госрегистрации юрлиц и ИП внес Закон № 312-ФЗ от 30.10.17.
Первый блок поправок – с 29 апреля 2018 года- В тексте Закона о госрегистрации юрлиц и ИП понятие «учредительные документы», ранее употребляемое всегда во множественном числе, заменяется термином «учредительный документ» в единственном числе. Данная поправка отражает тенденции российского гражданского законодательства, так как в ходе реформы ГК РФ установлено, что в качестве учредительного документа хозяйствующего субъекта может выступать только устав.
- Регистрация юридических лиц и ИП будет проходить с использованием единой системы межведомственного взаимодействия. То есть документы, подаваемые на регистрацию через МФЦ, будут пересылаться в налоговые органы с использованием систем электронного документооборота без дублирования их на бумажных носителях. Цель такой новеллы – оптимизировать процесс регистрационных действий, сократить временные затраты на пересылку подлинников документов между ведомствами. Так, общий срок регистрации юридических лиц или ИП – 3 рабочих дня. Он не зависит от того, в какой орган – МФЦ или налоговую – заявитель подает документы.
- Уточнен порядок направления на регистрацию документов в электронной форме. Обязательное условие – наличие усиленной квалифицированной электронной подписи.
- Конкретизирован порядок уведомления заявителя о принятом по его запросу решении. Так, регорган направляет решение о приостановлении госрегистрации или об отказе в госрегистрации в срок 1 рабочий день с даты его принятия в форме электронного документа по электронным адресам налогоплательщика. Это либо адрес электронной почты ИП или юрлица, содержащийся в госреестре, либо адрес электронной почты, указанный при подаче документов в регорган заявителем. Так, если документы были направлены в налоговое ведомство через МФЦ или нотариуса, то и ответ по ним придет в МФЦ или к нотариусу. По запросу заявителя нотариус или МФЦ выдают соответствующий документ на бумажном носителе. Аналогичный порядок взаимодействия предусмотрен между заявителем и налоговым органом. Уведомление в печатном виде может быть получено только по дополнительному запросу, направленному в регорган.
- Закреплена возможность повторной подачи документов на регистрацию в регорган без оплаты госпошлины. То есть, если налоговый орган принял решение об отказе в госрегистрации, заявитель после устранения всех причин, ставших основанием отказа, в срок 3 месяца с даты отрицательного решения вправе обратиться повторно в налоговое ведомство без уплаты госпошлины. Но воспользоваться данным правом заявитель может только 1 раз. При этом заявитель может не представлять повторно в регорган документы, которые подавались ранее и остались у налогового органа.
- Дополнен перечень оснований для оставления без рассмотрения жалобы на действия налоговиков. Так, вышестоящая налоговая служба откажет в рассмотрении жалобы в следующем случае. Заявитель, получив отказ в госрегистрации, одновременно совершает два действия: обращается с жалобой и повторно, устранив все ошибки, подает без оплаты госпошлины документы на регистрацию.
- Расширен перечень оснований принятия налоговым ведомством решения об отказе в госрегистрации ИП или компании. Включено два новых основания. Первое – несоблюдение установленных правил оформления документов. А именно, нарушение требований к содержанию и формату подаваемых заявлений. К примеру, отсутствие паспортных данных, ИНН, адреса электронной почты. Второе основание – сообщение недостоверных данных. К числу которых относится любая ошибочная, неверная информация. Например, ошибки в месте и дате выдачи паспорта, в написании фамилии и т.п.