Охрана изображения гражданина от незаконного использования компаниями по Гражданскому кодексу

Опубликовано: 20.08.2015


26.JPGЛюбая компания попадает в ситуации, когда ей необходимо использовать изображения граждан. Чаще всего это происходит в рекламе компании. Однако многие крупные компании проводят различные мероприятия, как внешнего характера, так и внутреннего, а потом публикуют на своем сайте фотографии с этих мероприятий. В том числе в последнее время все чаще компании публикуют на своем сайте фотографии опытных сотрудников, топ-менеджеров, руководителей отделов и т.д. Не всегда использование изображения граждан компаниями, в том числе и своих сотрудников, законно. Охрана использования изображения гражданина предусмотрена не только ГК РФ, но и законом о персональных данных, ведь изображение гражданина представляет собой персональные данные и использование такого изображения должно быть оформлено надлежащим образом. В противном случае это приведет к денежным искам и административной ответственности.

Изображением по ГК считается не только фотокарточка с изображением гражданина, но и видеозапись и произведения изобразительного искусства. ГК допускает использование изображения граждан исключительно с их согласия. Компания, использующая изображение без согласия гражданина может быть обязана по судебному решению удалить данное изображение с места его опубликования, а также компенсировать моральный вред, причиненный гражданину.

Также судом может быть вынесено решение об изъятии материальных носителей, содержащих в себе изображения граждан и уничтожить их. В отношении изображения, распространенного в сети Интернет, гражданин может потребовать удаления этого изображения и запрета его распространения в дальнейшем. Эти два способа защиты изображения несут в себе наиболее существенные риски для компаний использующих изображения граждан. Сам моральный вред, присуждаемый гражданам, не является крупным, сумма колеблется в пределах 10 000 – 20 000 рублей. Однако если компания ради использования изображения в рекламных целях потратила немаленькую сумму на разработку, изготовление и размещение такой рекламы с изображением гражданина, то изъятие таких материальных носителей данного изображения приведет компанию к убыткам в размере суммы потраченной на созданную рекламу.

Однако есть случаи, при которых разрешение гражданина на использование его изображения и вовсе не требуется. Данными случаями являются:

  1. Позирование гражданина за вознаграждение (плату) – в данном случае предполагается, если гражданин получил вознаграждение (плату) за съемку (фото, видео), то тем самым он дал свое согласие на использование компанией и распространение его изображения. Судебная практика данный случай толкует буквально;

  2. Изображения граждан, полученные путем съемки в публичных местах (концерты, спортивные соревнования, конференции и т.д.) – в данном случае есть и один нюанс: изображение гражданина на таком снимке не может являться основным объектом использования. Однако данное требование является сугубо оценочным, в том числе суды неоднозначно толкуют, какие места являются публичными (места для свободного посещения, публичные мероприятия). Также не совсем ясно, является изображение гражданина на сделанном кадре основным объектом использования или второстепенным, в случае присутствия на кадре гражданина крупным планом в качестве главного объекта на фоне остального мероприятия. Все эти нюансы остаются пока на усмотрение судебных органов;

  3. Использование изображений граждан в публичных интересах -  данный случай подразумевает использование изображения публичной фигуры в связи с политической или общественной дискуссией или новостью общественного значения, однако если изображение публичной фигуры используется для удовлетворения интереса к его частной (личной) жизни, то такое использование предполагает получение согласия данной публичной фигуры.

Кстати говоря, компания не имеет права использовать изображения своих сотрудников на своем сайте без их согласия. В том числе использование компанией изображений своих сотрудников предполагает также и использование их других персональных данных, например их ФИО, на которые также необходимо распространение согласия сотрудников.

Назад к статьям

2009-2019 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.