Охрана изображения гражданина от незаконного использования компаниями по Гражданскому кодексу

Опубликовано: 20.08.2015


26.JPGЛюбая компания попадает в ситуации, когда ей необходимо использовать изображения граждан. Чаще всего это происходит в рекламе компании. Однако многие крупные компании проводят различные мероприятия, как внешнего характера, так и внутреннего, а потом публикуют на своем сайте фотографии с этих мероприятий. В том числе в последнее время все чаще компании публикуют на своем сайте фотографии опытных сотрудников, топ-менеджеров, руководителей отделов и т.д. Не всегда использование изображения граждан компаниями, в том числе и своих сотрудников, законно. Охрана использования изображения гражданина предусмотрена не только ГК РФ, но и законом о персональных данных, ведь изображение гражданина представляет собой персональные данные и использование такого изображения должно быть оформлено надлежащим образом. В противном случае это приведет к денежным искам и административной ответственности.

Изображением по ГК считается не только фотокарточка с изображением гражданина, но и видеозапись и произведения изобразительного искусства. ГК допускает использование изображения граждан исключительно с их согласия. Компания, использующая изображение без согласия гражданина может быть обязана по судебному решению удалить данное изображение с места его опубликования, а также компенсировать моральный вред, причиненный гражданину.

Также судом может быть вынесено решение об изъятии материальных носителей, содержащих в себе изображения граждан и уничтожить их. В отношении изображения, распространенного в сети Интернет, гражданин может потребовать удаления этого изображения и запрета его распространения в дальнейшем. Эти два способа защиты изображения несут в себе наиболее существенные риски для компаний использующих изображения граждан. Сам моральный вред, присуждаемый гражданам, не является крупным, сумма колеблется в пределах 10 000 – 20 000 рублей. Однако если компания ради использования изображения в рекламных целях потратила немаленькую сумму на разработку, изготовление и размещение такой рекламы с изображением гражданина, то изъятие таких материальных носителей данного изображения приведет компанию к убыткам в размере суммы потраченной на созданную рекламу.

Однако есть случаи, при которых разрешение гражданина на использование его изображения и вовсе не требуется. Данными случаями являются:

  1. Позирование гражданина за вознаграждение (плату) – в данном случае предполагается, если гражданин получил вознаграждение (плату) за съемку (фото, видео), то тем самым он дал свое согласие на использование компанией и распространение его изображения. Судебная практика данный случай толкует буквально;

  2. Изображения граждан, полученные путем съемки в публичных местах (концерты, спортивные соревнования, конференции и т.д.) – в данном случае есть и один нюанс: изображение гражданина на таком снимке не может являться основным объектом использования. Однако данное требование является сугубо оценочным, в том числе суды неоднозначно толкуют, какие места являются публичными (места для свободного посещения, публичные мероприятия). Также не совсем ясно, является изображение гражданина на сделанном кадре основным объектом использования или второстепенным, в случае присутствия на кадре гражданина крупным планом в качестве главного объекта на фоне остального мероприятия. Все эти нюансы остаются пока на усмотрение судебных органов;

  3. Использование изображений граждан в публичных интересах -  данный случай подразумевает использование изображения публичной фигуры в связи с политической или общественной дискуссией или новостью общественного значения, однако если изображение публичной фигуры используется для удовлетворения интереса к его частной (личной) жизни, то такое использование предполагает получение согласия данной публичной фигуры.

Кстати говоря, компания не имеет права использовать изображения своих сотрудников на своем сайте без их согласия. В том числе использование компанией изображений своих сотрудников предполагает также и использование их других персональных данных, например их ФИО, на которые также необходимо распространение согласия сотрудников.

Назад к статьям

Похожие статьи:

Промежуточный ликвидационный баланс
Промежуточный ликвидационный баланс
Ликвидация любой компании всегда сопровождается таким действием, как составление промежуточного ликвидационного баланса. Формирует его ликвидационная комиссия по завершении предъявления кредиторами компании своих требований.
Цель подготовки данного баланса – отразить сведения...
Подробнее
Сокрытие должником своего имущества от судебного пристава и кредиторов посредством кредитной организации
Сокрытие должником своего имущества от судебного пристава и кредиторов посредством кредитной организации
Сокрытие должником имущества происходит для того, чтобы не возмещать долги, образовавшиеся перед кредиторами. Способов сокрытия должником имущества весьма много, однако, стоит обратить внимание на негласный сговор должника с банком для...
Подробнее
Коллизия норм о минимальном размере уставного капитала для нового акционерного общества
Коллизия норм о минимальном размере уставного капитала для нового акционерного общества
Главный вопрос, возникающий у учредителей, создающих новое акционерное общество (по тексту – АО): каким же минимальным размером уставного капитала (по тексту – УК) необходимо руководствоваться, создавая новое АО?
Подробнее
Яндекс.Метрика