Главная » Статьи » Ошибки при ликвидации предприятия

Ошибки при ликвидации предприятия

Опубликовано: 17.01.2018


С процессуальной точки зрения, ликвидация компании представляет собой совокупность последовательных действий, итог которых – закрытие фирмы. Но довольно часто руководители или собственники бизнеса допускают ряд ошибок при ликвидации предприятия, в результате чего сам процесс ликвидации затягивается на неопределенный срок или происходит с нарушением нормативных требований.

Разберем подробнее наиболее часто встречающиеся ошибки при ликвидации предприятия.

  1. Наиболее распространенные ошибки при ликвидации фирмы – это ошибки в заявлениях Р15001 и Р16001. Будьте внимательны, указанные формы заполняются в соответствии с учредительными документами фирмы. При оплате госпошлины проставляйте в платежном поручении верный КБК. Так как при ошибочно указанном КБК инспекторы не смогут определить назначение внесенных денежных средств. Вследствие чего предоставленная платежка не будет являться подтверждением оплаты госпошлины. В таком случае компании придется подавать в инспекцию заявление о допущенной ошибке в КБК с просьбой внести уточнения.

  2. Нарушение срока уведомления регоргана о закрытии фирмы. Уведомление подается в налоговую в срок 3 рабочих дня с даты подписания Решения (Протокола) о ликвидации. Срок отсчитывается со следующего после принятия решения дня. К примеру, решение о ликвидации компании принято в четверг, 1 февраля. Первый день подачи уведомления в регорган – 2 февраля. 3 и 4 февраля – это выходные, поэтому они в дни срока не засчитываются. Следовательно, компания вправе обратиться в налоговое ведомство в срок до 6 февраля включительно. Штраф в случае подачи уведомления по истечении установленного срока составит 5 000 рублей.

  3. Некорректное заполнение заявки на публикацию в «Вестнике государственной регистрации». Если компания допускает ошибки при заполнении заявки, то в публикации сообщения о закрытии ей откажут. Потребуются повторное заполнение заявки и ее оплата, что приведет к потере времени.

  4. Неуведомление кредиторов о ликвидации предприятия. Одновременно с публикацией в Вестнике сообщения о ликвидации компании, об этом в письменной форме уведомляются все известные компании кредиторы.

  5. Ошибка при ликвидации предприятия – нарушение срока утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Будьте внимательны, утвердить такой баланс и подать документы в налоговую фирма может только через 2 календарных месяца с даты выхода Вестника госрегистрации с сообщением о ликвидации.

  6. Невыполнение обязательств перед кредиторами. Если фирма не осуществляет расчеты с кредиторами, кредиторы вправе подать на нее иск в суд. Суд, в свою очередь, может приостановить процедуру ликвидации. В итоге компания потеряет время, а также понесет расходы, связанные с судебными разбирательствами.

  7. Ошибки при составлении промежуточного и итогового ликвидационных балансов. В том числе указание в балансах разных кодов ОКПО, ОКФС, ОКОПФ. В случае расхождений в данных компании придется повторно заполнять формы. Дата составления баланса должна быть идентична дате принятия решения о его утверждении. Что касается ликвидационного баланса, то при его составлении на балансе компании отражаются только уставный капитал и денежные средства, которые впоследствии будут выплачены участникам. Иных активов и обязательств быть не должно. Практика показывает, бывают случаи, когда в ликвидационном балансе не учитываются результаты налоговой проверки. Если по итогам проверки компании доначислены налоги, штрафы, пени, и эти суммы она не заплатила в бюджет, то данная задолженность отражается в ликвидационном балансе.

  8. Непредоставление отчетности и неуплата налогов. Регорган не ликвидирует компанию при наличии непогашенной задолженности. Как вариант, для создания дополнительных гарантий того, что регистрация пройдет, можно в налоговую подать справки об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и справку из пенсионного фонда об исполнении фирмой обязанностей по персонифицированному учету.

  9. Несоблюдение порядка увольнения сотрудников при закрытии фирмы. Компания обязана сообщить своим сотрудникам о предстоящем увольнении в связи с закрытием не менее чем за 2 месяца. Каждому работнику направляется персональное предупреждение, составленное в двух экземплярах. Один экземпляр с подписью сотрудника остается в компании. Также при увольнении сотрудников фирма обязана правильно их рассчитать – выплатить зарплату, выходное пособие, оплатить неиспользованный отпуск. Размер выходного пособия равен среднему месячному заработку. За уволенным сотрудником также сохраняется средний заработок на период его трудоустройства. Но закон ограничивает срок таких выплат – они производятся максимум в течение 2-х месяцев с даты увольнения работника. Если бывший сотрудник находит работу раньше, средний заработок ему выплачивается только до дня заключения нового трудового договора.
    О принятом решении о ликвидации организация обязана также сообщить в органы службы занятости. Делается это в письменной форме не менее чем за 2 месяца до начала проведения мероприятий по закрытию компании. В направляемом сообщении в органы соцзащиты граждан указываются специальности, профессии, должности, квалификационные требования, условия оплаты труда каждого из увольняемых работников. Однако практика показывает, что данные требования компании часто не выполняют.

  10. Уничтожение документов по фирме после окончания процедуры ликвидации. Не забывайте, когда официальная ликвидация закончилась, компания должна передать все имеющиеся у нее документы, включая отчетность и учредительные документы, в архив. В нем они хранятся в течение 3-х лет с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании. После ликвидации компании ее печать уничтожается, составляется акт об уничтожении печати.

  11. В завершение стоит отметить еще одну встречающуюся на практике ошибку при ликвидации предприятия – ожидание «автоматического» исключения фирмы из реестра по решению регоргана. Довольно часто руководители фирм считают, если они не будут поддерживать свой бизнес в активном состоянии, то компанию из ЕГРЮЛ исключат сами налоговики, а им не придется тратить время и силы на подготовку всех ликвидационных документов и проведение формальных процедур. На практике закрыть фирму таким способом довольно сложно, так как в этом случае необходимо соблюсти одновременно два условия: в течение всего последнего года компания не сдавала отчетность и не проводила операции как минимум по одному своему счету в банке. Если компания, к примеру, сдала хотя бы одну декларацию, в том числе нулевую, данный способ ликвидации не применим. В такой ситуации собственники не смогут ликвидировать свой бизнес, а сам он потребует восстановления, так как был в течение последнего года недействующим.
Назад к статьям

2009-2019 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.