При отсутствии с иностранным государством договора о правовой помощи вызывать иностранного ответчика придется через МИД России

Опубликовано: 09.04.2015


При отсутствии с иностранным государством договора о правовой помощи вызывать иностранного ответчика придется через МИД РоссииДля обеспечения справедливого разбирательства по делу необходимо обеспечить информирование всех участников процесса о дне и месте проведения судебных заседаний. Данное правило относится и к информированию иностранных участников процесса.

Сложность информирования о  судебном процессе иностранных участников заключается в отсутствии в АПК РФ более-менее подробного регулирования вопроса информирования иностранных участников. АПК РФ определяет, что иностранные участника процесса, проживающие либо находящиеся вне территории РФ, информируются путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства.

А далее предусмотрено продление срока рассмотрения дела в суде на период, отведенный для направления таких поручений договором o правовой помощи. Однако если такой договор отсутствует либо в договоре не указан данный срок, то продление срока возможно максимум на 6 месяцев.

При этом в двусторонних договорах o правовой помощи по большому счету установлено лишь содержание запросов o вручении судебных повесток и общий порядок их направление (исполнения) компетентным органом. Однако данные договоры не дают ясности истцу как быстро и насколько эффективностью будет извещена иностранная сторона о процессе.

АПК РФ предусматривает уведомление всех иностранных участников процесса, проживающих вне пределов РФ с помощью инструментов международной помощи. Некоторые суды полагают, что данная норма обязывает их уведомлять, таким образом, и иностранных истцов, и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования. Однако верным является уведомление только тех иностранных участников, которые не обладают информацией o начавшемся судебном процессе, к примеру, иностранные ответчики и третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора и другие. А относительно первой категории лиц действуют общие правила уведомления, закрепленные в АПК РФ.

Для определения способа уведомления иностранной стороны процесса о предстоящем судебном разбирательстве суд обязан определить наличие с соответствующей страной договора o правовой помощи. Соответственно при наличии данного договора, уведомление происходит на основании договора. Этот механизм предполагает направление судебного поручения судом в учреждение юстиции либо в иной компетентный орган этого государства о предстоящем судебном процессе. В свою очередь компетентный орган выполняет информирование своего гражданина о начинающемся судебном разбирательстве, а также об иных процессуальных действиях в отношении него и уведомляет суд о результатах своих действий.

На данный момент времени есть 3 способа направления судебного поручения: 1) направить поручение напрямую в компетентный орган иностранного государства; 2) направить поручение в главное управление Министерства Юстиции России (ГУ Минюста РФ) по субъекту РФ, которое в свою очередь перенаправляет его в компетентный орган иностранного государства; 3) так называемый дипломатический порядок, который предполагает направление поручения в ГУ Минюста РФ по субъекту РФ, который в свою очередь передает его в МИД России, а МИД перенаправляет его в компетентны орган иностранного государстве. Если договором предусмотрено несколько способов уведомления, то суд выбирает самостоятельно наиболее простой и эффективный способ. В случае отсутствия договора о правовой помощи между Россией и иностранным государством, суд направляет поручения о вручении судебных документов в дипломатической порядке.

Назад к статьям

2009-2019 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.