01.04.2016
Когда у ООО возникает обязанность по выплате вышедшему участнику действительной стоимости его доли, то данная обязанность должна быть исполнена в срок, оговоренный в уставе компании. Однако такой срок не может превышать 1 года co дня, когда бывший участник ООО покинул состав его участников.
Ранее в уставах отмечалось, что срок выплаты действительной стоимости не превышает 6-ти месяцев c момента окончания финансового года. Однако на данный момент соблюдение этого срока зависит от того, превышает ли конкретный срок выплаты 1 год. Правило о 6-ти месяцах действовало до 1 июля 2009 года. Толкование описанного правила к участникам, выходящим из OOO, в уставах которых отмечен срок выплаты в 6 месяцев c момента окончания финансового года, необходимо рассмотреть на примере, чтобы понять что кому и в какой срок положено.
Итак, если устав ООО содержит правило, по которому вышедшему участнику обеспечивается выплата компенсации в течение 6-ти месяцев co дня окончания финансового года, то учитывая новые нормы закона об OOO, данное правило стоит толковать следующим образом: ООО должно произвести расчет c вышедшим участником до 1 июля года, следующего за годом в котором участник покинул ООО.
Обоснуем. Законодательство не определяет понятие «финансовый год», однако устанавливает понятие «отчетный год». По законодательству отчетным годом признается календарный год, то есть, начиная с 1 января и заканчивая включительно 31 декабря. Бухгалтерская отчетность составляется именно за отчетный год. Отсюда следует, что понятия «финансовый год» и «отчетный год» совпадают, соответственно финансовый год совпадает и с календарным годом. Таким образом, положение устава о 6-ти месяцах c момента окончания финансового года означает «до 1 июля следующего года». Что касается максимального срока для осуществления выплаты компенсации вышедшему участнику, то он составляет максимум 1 год c момента выхода данного участника из ООО. Именно поэтому, шестимесячный срок, указанный в уставе ООО должен оцениваться в зависимости от момента выхода из общества участника:
в случае выхода участника из компании после 1 июля календарного года шестимесячный срок установленный уставом ООО будет являться вполне законным. Ведь учитывая требование максимального срока для выплаты в 1 год c момента выхода участника, получается, что ООО должно выплатить участнику действительную стоимость его доли уже после 1 июля следующего года, однако уставом данный срок ограничен до 1 июля следующего года;
в случае выхода участника из компании до 1 июля шестимесячный срок, отмеченный в уставе компании, будет являться абсолютно незаконным. Ведь применяя новую норму о максимальном сроке выплаты в 1 год c момента выхода участника из компании, компания обязана выплатить вышедшему участнику компенсацию еще ранее 1 июля следующего года в зависимости от того в какой момент предыдущего года участник вышел из OOO. К примеру, если участник вышел из ООО в марте месяце, то по закону ему должны выплатить его компенсацию за выход максимум в марте месяце следующего года, а устав данный срок увеличивает до июля месяца незаконно.
В первом описанном выше случае, когда участник покинул компанию после 1 июля, нет законной возможности принудить компанию к выплате действительной стоимости доли покинувшего ООО участника ранее, чем этого требует устав ООО.
Второй описанный выше случай, когда участник покинул ООО до 1 июля, предоставляет возможность участнику попытаться отстоять свое право на получение своей компенсации в более короткий срок – в трехмесячный срок с момента его ухода из ООО. Для этого участник может сослаться на противоречие положения устава o сроке выплаты нормам действующего законодательства. И в данном случае применима общая норма о трехмесячном сроке на выплату действительной стоимости доли.
Компании, чьи уставы не предусматриваю никаких сроков для выплаты вышедшим участникам действительной стоимости их доли, обязаны выплатить ее в трехмесячный срок co дня выхода участников из OOO.