Коллизия норм о минимальном размере уставного капитала для нового акционерного общества

Опубликовано: 21.11.2014


Главный вопрос, возникающий у учредителей, создающих новое акционерное общество (по тексту – АО): каким же минимальным размером уставного капитала (по тексту – УК) необходимо руководствоваться, создавая новое АО? Ведь нововведения ГК РФ отсылают для получения ответа на данный вопрос к ФЗ «Об акционерных обществах» (по тексту – закон об АО). Стоит учитывать, что данный закон пока не соответствует ГК РФ, а соответственно не содержит сведений о минимальном размере УК для публичных и непубличных обществ. Данный закон содержит на данный момент только информацию о минимальном УК только для открытых и закрытых АО.

Переходные положения закона, которым были внесены новшества в ГК РФ, не предоставляют никаких разъяснений относительно применения норм закона об АО к тем АО, которые создаются после 1 сентября 2014 года. Впрочем, законодатель внес в закон об АО уточнение о том, что его положения об открытых АО применяются к публичным обществам, но непосредственно в части, не противоречащей ГК РФ. Следовательно, вывод следующий: минимальный размер УК для публичных АО сейчас составляет сто тысяч рублей, иначе говоря, тот же размер УК, который был предусмотрен для открытых АО. Однако нельзя автоматически распространять положения о закрытых АО на новые непубличные общества. Фактически, для этого нет никаких предпосылок ни в законе об АО, ни в законе, которым внесены новшества в ГК РФ. Законодатель не стал намеренно распространять нормы о закрытых АО на новые непубличные общества, стараясь избавиться от не оправдавших себя закрытых АО, так как в настоящее время они практически полностью дублируются статусом ООО.

Некоторые юристы предполагают, что для вновь создаваемых непубличных АО минимальный размер УК не предусмотрен. Данное умозаключение они делают из того, что положения о минимальном размере УК закрытых АО не используются в отношении новых непубличных обществ, а ГК РФ не зафиксировал специальных ограничений. Другая часть юристов не разделяет такое мнение, считая, что размер УК для непубличных АО должен устанавливаться в размере, ранее предусмотренном для закрытых АО, иначе говоря, десять тысяч рублей. По их мнению, нормативным обоснованием может послужить норма переходного закона о применении нормативных актов, не приведенных в соответствие с ГК РФ, только если они не противоречат ГК РФ, в том числе норма ГК РФ о применении закона по аналогии.

Конечно, сейчас в законодательстве существует коллизия норм применяемых к УК вновь создаваемых АО. Но нужно отметить тот факт, что Минэкономразвития России подготовило законопроект, которым предлагается установить минимальный УК для публичных АО в размере сто тысяч рублей, а для непубличных – десять тысяч рублей.

Назад к статьям

Похожие статьи:

Профессиональный регистратор обязан внести сведения об акционере в реестр акционеров ошибочно отсутствующих по вине предшествующего регистратора или самого общества
Профессиональный регистратор обязан внести сведения об акционере в реестр акционеров ошибочно отсутствующих по вине предшествующего регистратора или самого общества
Если акционерным обществом или регистратором допущена ошибка в реестре акционеров в отношении одного или нескольких акционеров, то регистратор на основании Положения о ведении реестра не вправе отказать акционеру во внесении...
Подробнее
Согласно закону №244-ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр
Согласно закону №244-ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр
Согласно закону №244-ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр букмейкерские конторы обязаны заново пройти лицензирование до 1 июля 2009 года. По словам Олега Журавского, президента Национальной...
Подробнее
О внесении изменения в ст. 18 ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
О внесении изменения в ст. 18 ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
Федеральным законом от 23.07.2013 N 233-ФЗ «О внесении изменения в ст. 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» уточнены требования к количественному составу членов саморегулируемых организаций медиаторов.
Подробнее
Яндекс.Метрика