Коллизия норм о минимальном размере уставного капитала для нового акционерного общества

Опубликовано: 21.11.2014


Главный вопрос, возникающий у учредителей, создающих новое акционерное общество (по тексту – АО): каким же минимальным размером уставного капитала (по тексту – УК) необходимо руководствоваться, создавая новое АО? Ведь нововведения ГК РФ отсылают для получения ответа на данный вопрос к ФЗ «Об акционерных обществах» (по тексту – закон об АО). Стоит учитывать, что данный закон пока не соответствует ГК РФ, а соответственно не содержит сведений о минимальном размере УК для публичных и непубличных обществ. Данный закон содержит на данный момент только информацию о минимальном УК только для открытых и закрытых АО.

Переходные положения закона, которым были внесены новшества в ГК РФ, не предоставляют никаких разъяснений относительно применения норм закона об АО к тем АО, которые создаются после 1 сентября 2014 года. Впрочем, законодатель внес в закон об АО уточнение о том, что его положения об открытых АО применяются к публичным обществам, но непосредственно в части, не противоречащей ГК РФ. Следовательно, вывод следующий: минимальный размер УК для публичных АО сейчас составляет сто тысяч рублей, иначе говоря, тот же размер УК, который был предусмотрен для открытых АО. Однако нельзя автоматически распространять положения о закрытых АО на новые непубличные общества. Фактически, для этого нет никаких предпосылок ни в законе об АО, ни в законе, которым внесены новшества в ГК РФ. Законодатель не стал намеренно распространять нормы о закрытых АО на новые непубличные общества, стараясь избавиться от не оправдавших себя закрытых АО, так как в настоящее время они практически полностью дублируются статусом ООО.

Некоторые юристы предполагают, что для вновь создаваемых непубличных АО минимальный размер УК не предусмотрен. Данное умозаключение они делают из того, что положения о минимальном размере УК закрытых АО не используются в отношении новых непубличных обществ, а ГК РФ не зафиксировал специальных ограничений. Другая часть юристов не разделяет такое мнение, считая, что размер УК для непубличных АО должен устанавливаться в размере, ранее предусмотренном для закрытых АО, иначе говоря, десять тысяч рублей. По их мнению, нормативным обоснованием может послужить норма переходного закона о применении нормативных актов, не приведенных в соответствие с ГК РФ, только если они не противоречат ГК РФ, в том числе норма ГК РФ о применении закона по аналогии.

Конечно, сейчас в законодательстве существует коллизия норм применяемых к УК вновь создаваемых АО. Но нужно отметить тот факт, что Минэкономразвития России подготовило законопроект, которым предлагается установить минимальный УК для публичных АО в размере сто тысяч рублей, а для непубличных – десять тысяч рублей.

Назад к статьям

Похожие статьи:

В каком случае можно обойтись без экспертизы стоимости доли при выходе участника из компании
В каком случае можно обойтись без экспертизы стоимости доли при выходе участника из компании
Законодательно закреплено: выход участника из ООО, обязывает компанию выплатить ему действительную стоимость доли. По закону размер этой выплаты компания определяет самостоятельно, учитывая данные бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий...
Подробнее
Судебная практика разделилась на два «лагеря» по вопросу встраивания ККТ в корпус платежных терминалов
Судебная практика разделилась на два «лагеря» по вопросу встраивания ККТ в корпус платежных терминалов
У компаний и ИП, применяющих в своей работе платежные терминалы, в том числе банкоматы, есть обязанность использования ККТ (Контрольно-кассовой техники) в составе такого терминала или банкомата, установленной внутри их корпусов.
Подробнее
Продление срока проведения выездной налоговой проверки. Основания и порядок
Продление срока проведения выездной налоговой проверки. Основания и порядок
Налоговое законодательство закрепляет, что непрерывный срок выездной проверки компании равен 2-м месяцам. Этот срок может быть увеличен до 4-х или 6-ти месяцев. Но в любом случае максимальный срок выездной проверки предприятия-налогоплательщика с учетом продления может составить только 12 месяцев.
Подробнее
Яндекс.Метрика