Могут ли российские налоговики узнать об офшорных компаниях, контролируемых из России, если бенефициар (резидент России) сам о них не заявит?

Опубликовано: 13.02.2015


Могут ли российские налоговики узнать об офшорных компаниях, контролируемых из России, если бенефициар (резидент России) сам о них не заявит?2015 год начался с вступления в силу новых положений Налогового кодекса РФ (по тексту – НК) в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Ввиду введения новых положений НК теперь пользоваться иностранными компаниями, формально созданными в странах с льготным налоговым режимом, для минимизации налогообложения доходов бизнес-группы в России, станет не выгодным. Потому что налоги с доходов этих компаний придется собственникам бизнеса платить в России. А собственно говоря, стоит ли теперь собственникам бизнеса использовать в своих схемах офшоры или стоит отказаться от их использования? Или возможно не все так опасно и сложно? Как же наши налоговики смогут узнать об использовании резидентами России иностранных компаний, если они сами о них не заявят?

По нашему законодательству резиденты РФ, как юридические, так и физические лица, обязаны сообщить в налоговую инспекцию о наличии в их собственности иностранных компании, после чего обязаны оплачивать в России налог на прибыль с доходов этих компаний. А если резиденты не сообщат такую информацию налоговикам? Как могут налоговики обнаружить эту утаенную информацию? В данный момент они могут получить такую информацию на основании соглашений между странами об избежании двойного налогообложения. Большинство из соглашений содержит положения об обмене налоговой информацией на основании мотивированного запроса. Однако большинство офшорных юрисдикций, к примеру Белиз, Вергинские острова и т.п., не имеют с Россией подобных соглашений, в том числе и с рядом европейских стран. Этим они  являются привлекательными для регистрации материнских компаний. Хотя в настоящее время ситуация с получением информации об офшорных компаниях начинает меняться.

Во-первых, большая часть крупных, известных, с серьезной репутацией иностранных банков при открытии счета для офшорной организации запрашивает информацию о ее фактическом владельце, бенефициаре. Сам же бенефициар не рискнет скорее всего открывать счет в малоизвестном иностранном банке. Соответственно российские налоговики могут предоставить иностранному банку всю информацию о фактическом бенефициаре и структуре его бизнеса.

Во-вторых, Россия в этом году утвердила многостороннюю Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, к которой присоединилось большое количество стран Организации экономического сотрудничества и развития, в том числе и британские заморские территории, среди которых Вергинские острова являются самыми популярными для российских бизнесменов. Вышеуказанная Конвенция предполагает автоматический обмен информацией между странами-участниками, а не по запросу. Таким образом, при проверке иностранным государством компании своей юрисдикции и обнаружении причастности к ней российского бенефициара, данная страна автоматически направляет об этом сведения российским коллегам.

Упомянутая Конвенция еще дает возможность проводить налоговые проверки на территории другого государства. Таким образом, российские налоговики потенциально смогут проводить налоговую проверку, проводимую налоговиками из других договаривающихся стран совместно с ними. Немаловажно и то, что Конвенция предусматривает проведение одновременно налоговых проверок одного и того же лица на территории нескольких государств. Кроме проверок, Конвенция также предусматривает предоставление помощи по взысканию налогов на территории стран-участниц.

Конечно указанные выше новеллы сразу не заработают, для этого потребуется какой-то промежуток времени. Но можно уже сейчас говорить о том, что пространство становится все более прозрачным и глупо полагаться на то, что налоговики не смогут получить необходимую им информацию об офшорах. Также стоит иметь ввиду и то, что получив, российские налоговики информацию о наличии у российского налогоплательщика иностранной компании, у которой якобы отсутствует прибыль, налоговики рассчитают налог на основе данных об аналогичных организациях. Такое положение предусмотрено действующим НК.

Назад к статьям

Похожие статьи:

Нарушение процедуры привлечения компании к административной ответственности за неприменение ККТ может уберечь ее от штрафа независимо от ее вины
Нарушение процедуры привлечения компании к административной ответственности за неприменение ККТ может уберечь ее от штрафа независимо от ее вины
Неприменение ККТ (контрольно-кассовой техники) при продаже товара (оказании работ, услуг) влечет административную ответственность. Из этого можно сделать вывод, что невыдача клиенту чека только при фактическом неприменении ККТ может свидетельствовать o...
Подробнее
Российское законодательство не содержит механизм перехода акционерного общества со статуса публичного общества в непубличное
Российское законодательство не содержит механизм перехода акционерного общества со статуса публичного общества в непубличное
Банк России предопределил, что такой признак публичности АО как отражение в названии АО слова «публичное» является основополагающим исключительно для компаний, созданных  после 01.09.14 г.
Подробнее
Своевременная защита покупателя в споре с продавцом акций из-за недостоверности заверений станет помощником в снижении стоимости акций
Своевременная защита покупателя в споре с продавцом акций из-за недостоверности заверений станет помощником в снижении стоимости акций
Успешное оспаривание покупателем акций предоставленного продавцом обеспечения лишает продавца гарантии того, что оставшийся транш покупной цены за акции будет, в конце концов, ему выплачен.
Подробнее
Яндекс.Метрика