О режиме публичных и непубличных обществ

Опубликовано: 13.11.2014


Важнейшая идея реформы ГК РФ (по тексту - Кодекс) - переключение корпоративного права от императивности к диспозитивности там, где это действительно необходимо. Кодекс принял деление обществ на публичные (акции в таких обществах размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на организованных рынках) и непубличные. Цель такого деления заключается в том, чтобы давать необходимый уровень императивности в регулировании только публичных акционерных обществ там, где нужен повышенный уровень защиты. Для участников же непубличных обществ теперь предоставляется возможность своим единогласным решением установить в обществе правила, отличающиеся от тех которые установлены в законах, по большому кругу значимых для общества вопросов. Таким образом, даже при отсутствии в норме оговорки "если иное не предусмотрено уставом", регулирование таких вопросов автоматически является диспозитивным. Раньше же получалось, что корпоративное законодательство в целом было императивным при отсутствии необходимой оговорки. Это вызывало со стороны бизнеса критику Кодекса, в связи с невозможностью установить более "гибкие правила игры", чем это указано в законах.

Конечно же, речь сейчас идет не о тех нормах, которые направлены на защиту третьих лиц и прежде всего кредиторов. А о том, что если в непубличном обществе практически "семейные" взаимоотношения, то почему не дать таким обществам возможность, к примеру, отменить правило об уведомлении за 30 дней о созыве общего собрания. Теперь Кодекс это разрешает. Но на это отступление от нормы закона должна быть выражена воля всех участников, принятая единогласно.

В связи с делением на публичные и непубличные общества царит непонимание по поводу того, как быть, кому менять наименование, а кому нет, и как же теперь будут называться те же самые акционерные общества.

В общем-то, говоря, ничего страшного не произошло. ООО по определению являются непубличными, они соответственно и останутся ООО. ЗАО и ОАО потеряют в наименовании по одной первой букве (в полном наименовании, соответственно, по первому слову) и будут называться просто акционерными обществами (АО). Если в наименовании общества не указано, что оно публичное, следовательно, оно является непубличным. Но это для обществ, которые создаются после 1 сентября 2014 года. Для тех обществ, которые были созданы до этого момента и чьи акции уже публично обращаются или были размещены по открытой подписке, положения о публичных обществах применяются и без указания на это в их наименовании.

По мнению разработчиков концепции развития гражданского законодательства и подготовке проекта изменений в ГК РФ, публичные общества можно условно разбить на две группы: 1) обязательно-публичные; 2) добровольно-публичные.

Первая группа как раз таки соответствует установленным в законе признакам о размещении акций по открытой подписке или же публичное обращение их на организованном рынке. Под эти критерии подпадают многие ОАО, которые были созданы в результате приватизации. Для них это болезненный вопрос, в связи с тем, что акции попали в руки ограниченного круга лиц, и они не собираются с ними выходить ни на какие организованные рынки. Могут ли такие ОАО перейти в режим непубличных обществ? Видится, что это должно быть предусмотрено в законопроекте о приведении специальных корпоративных законов в соответствие с ГК РФ, над которым в настоящий момент идет работа. Есть несколько различных предложений по переходу таких обществ из публичных в непубличные. Но единственно верным, вероятнее всего, можно считать следующий: для АО, созданных до 1 сентября 2014 года и соответствующих признакам публичного общества, предусмотреть переходную норму о том, что решение об уходе в непубличность принимается единогласно теми акционерами, которые принимают участие в собрании по решению данного вопроса.

Вторая группа публичных обществ («добровольно-публичные») - это те, которые запланировали в будущем выходить на рынок капитала, но пока размещают акции по закрытой подписке между учредителями и т. п. Либо иными словами, те, кто в будущем станут «обязательно-публичными» и сейчас готовятся к этому.

В связи с изменением наименований обществ, вызванных реформой ГК РФ, ничего нигде менять не нужно. Эта норма закреплена в переходных положениях закона №99-ФЗ. Но поговаривают, что, к примеру, ЦБ России будет требовать от банков, все же, переоформлять лицензии и прочие документы, применяя прежний подход о том, что если меняется фирменное наименование, то надо все переделывать. Однако воля законодателя была именно в том, чтобы вследствие изменения в наименовании общества букв «ЗАО» на просто «АО», никаких документов переоформлять не требовалось.

Это, пожалуй, наилучшие переходные положения, которые когда-либо сопровождали реформу отечественного законодательства о юридических лицах.

Назад к статьям

2009-2019 © Международная юридическая компания.
Все права защищены.