О режиме публичных и непубличных обществ

Опубликовано: 13.11.2014


Важнейшая идея реформы ГК РФ (по тексту - Кодекс) - переключение корпоративного права от императивности к диспозитивности там, где это действительно необходимо. Кодекс принял деление обществ на публичные (акции в таких обществах размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на организованных рынках) и непубличные. Цель такого деления заключается в том, чтобы давать необходимый уровень императивности в регулировании только публичных акционерных обществ там, где нужен повышенный уровень защиты. Для участников же непубличных обществ теперь предоставляется возможность своим единогласным решением установить в обществе правила, отличающиеся от тех которые установлены в законах, по большому кругу значимых для общества вопросов. Таким образом, даже при отсутствии в норме оговорки "если иное не предусмотрено уставом", регулирование таких вопросов автоматически является диспозитивным. Раньше же получалось, что корпоративное законодательство в целом было императивным при отсутствии необходимой оговорки. Это вызывало со стороны бизнеса критику Кодекса, в связи с невозможностью установить более "гибкие правила игры", чем это указано в законах.

Конечно же, речь сейчас идет не о тех нормах, которые направлены на защиту третьих лиц и прежде всего кредиторов. А о том, что если в непубличном обществе практически "семейные" взаимоотношения, то почему не дать таким обществам возможность, к примеру, отменить правило об уведомлении за 30 дней о созыве общего собрания. Теперь Кодекс это разрешает. Но на это отступление от нормы закона должна быть выражена воля всех участников, принятая единогласно.

В связи с делением на публичные и непубличные общества царит непонимание по поводу того, как быть, кому менять наименование, а кому нет, и как же теперь будут называться те же самые акционерные общества.

В общем-то, говоря, ничего страшного не произошло. ООО по определению являются непубличными, они соответственно и останутся ООО. ЗАО и ОАО потеряют в наименовании по одной первой букве (в полном наименовании, соответственно, по первому слову) и будут называться просто акционерными обществами (АО). Если в наименовании общества не указано, что оно публичное, следовательно, оно является непубличным. Но это для обществ, которые создаются после 1 сентября 2014 года. Для тех обществ, которые были созданы до этого момента и чьи акции уже публично обращаются или были размещены по открытой подписке, положения о публичных обществах применяются и без указания на это в их наименовании.

По мнению разработчиков концепции развития гражданского законодательства и подготовке проекта изменений в ГК РФ, публичные общества можно условно разбить на две группы: 1) обязательно-публичные; 2) добровольно-публичные.

Первая группа как раз таки соответствует установленным в законе признакам о размещении акций по открытой подписке или же публичное обращение их на организованном рынке. Под эти критерии подпадают многие ОАО, которые были созданы в результате приватизации. Для них это болезненный вопрос, в связи с тем, что акции попали в руки ограниченного круга лиц, и они не собираются с ними выходить ни на какие организованные рынки. Могут ли такие ОАО перейти в режим непубличных обществ? Видится, что это должно быть предусмотрено в законопроекте о приведении специальных корпоративных законов в соответствие с ГК РФ, над которым в настоящий момент идет работа. Есть несколько различных предложений по переходу таких обществ из публичных в непубличные. Но единственно верным, вероятнее всего, можно считать следующий: для АО, созданных до 1 сентября 2014 года и соответствующих признакам публичного общества, предусмотреть переходную норму о том, что решение об уходе в непубличность принимается единогласно теми акционерами, которые принимают участие в собрании по решению данного вопроса.

Вторая группа публичных обществ («добровольно-публичные») - это те, которые запланировали в будущем выходить на рынок капитала, но пока размещают акции по закрытой подписке между учредителями и т. п. Либо иными словами, те, кто в будущем станут «обязательно-публичными» и сейчас готовятся к этому.

В связи с изменением наименований обществ, вызванных реформой ГК РФ, ничего нигде менять не нужно. Эта норма закреплена в переходных положениях закона №99-ФЗ. Но поговаривают, что, к примеру, ЦБ России будет требовать от банков, все же, переоформлять лицензии и прочие документы, применяя прежний подход о том, что если меняется фирменное наименование, то надо все переделывать. Однако воля законодателя была именно в том, чтобы вследствие изменения в наименовании общества букв «ЗАО» на просто «АО», никаких документов переоформлять не требовалось.

Это, пожалуй, наилучшие переходные положения, которые когда-либо сопровождали реформу отечественного законодательства о юридических лицах.

Назад к статьям

Похожие статьи:

Кто может предоставлять труд персонала по договору аутстаффинга
Кто может предоставлять труд персонала по договору аутстаффинга
Только российская компания может стать частным агентством занятости. Как уже было сказано выше, такое агентство должно обязательно пройти аккредитацию на право ведения деятельности по предоставлению труда персонала. Правительством в 2015...
Подробнее
Право подписи первичных учетных документов и отчетности компании при назначении нескольких директоров
Право подписи первичных учетных документов и отчетности компании при назначении нескольких директоров
Назначая в обществе несколько директоров, возникает неизбежно вопрос: что же делать с подписью первичных и отчетных документов? Возможно ли предоставить право подписи таких документов двум и более лицам?
Подробнее
Оплата штрафов при ликвидации.
Оплата штрафов при ликвидации.
При добровольной ликвидации юридического лица,обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) возложена на её ликвидационную комиссию.
Подробнее
Яндекс.Метрика